О школеМастерская 20’19 Прием заявок Концепция Учебные программыПоступлениеПреподавателиВыпускники ШСИЭкспертный советОткрытые программыВыставочные проектыОбратная связь
 
Мастерская 20’19. Дисморфофобия, или война внутри тебя.

За твоими мыслями и чувствами, брат мой,
стоит более могущественный повелитель,
неведомый мудрец, — он называется Само.
В твоём теле он живёт; он и есть твоё тело.
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

Тело под кожей — это перегретый завод
а снаружи
сверкает больной
он блещет
всеми своими развёрстыми
порами
Арто. Ван Гог «Самоубийца общества»

Интересно, есть ли на земле люди, которые без доли лукавства станут утверждать, что у них нет ни малейших претензий к своему телу и облику? Думаю, нет. На протяжении всей истории цивилизации общество и культура определяли стандарты красоты. В настоящее время, с его постоянным и практически мгновенным доступом к информации, массовой зависимостью от одобрения в социальных сетях, проблема самопрезентации выходит на первый план.

Круто быть высоким, красивым, худым и здоровым... ну или выглядеть таковым. Мы подвергаем наше тело бесконечным корректировкам: садимся на диеты, занимаемся фитнессом или горячей йогой, носим утягивающее бельё и обувь на высоких каблуках... Пластические хирурги выпускают из-под скальпеля тиражи типажей, по которым легко определить круг их интересов и, соответственно, уровень социальных устремлений.

Взаимоотношения с телом влияют на наше поведение с момента рождения. Младенец — самое честное существо, он лишь транслирует вовне сигналы о наличии физиологических потребностей или проблем. Ведь уже к месячному возрасту человек распознаёт ощущения, исходящие от него самого, его тела и отличает их от внешних событий и воздействий. То есть его мозг уже сформировал то, что называется «схемой тела». И самый первый психологический кризис — «кризис новорожденного», тоже напрямую связан с телесностью. Родившись из материнского чрева, младенец утрачивает защищённое и физически комфортное состояние и вынужден очень быстро осваивать механизмы самостоятельного управления телом, следить за тем, чтобы вовремя удовлетворять его потребности. Отныне и навсегда.

К подростковому возрасту приходит осознание того, что тело является посредником между «мной» и миром вокруг, что для окружающих мы неразрывно связаны с нашим обликом. Отсюда и столь разнообразные внешние проявления молодёжных субкультур: от особых причёсок или элементов одежды до татуировок или тоннелей в ушах. Тут работает и вызов обществу, и маркёр «свой-чужой» внутри сообщества.

Иногда зависимость от реакции социума становится гипертрофированной, и внешние, часто мнимые, недостатки порождают комплексы, порой выливающиеся в полное неприятие своего тела. Считается, что при генетической предрасположенности в такой ситуации может развиться навязчивая идея физического недостатка — дисморфофобия.

Она может выражаться по-разному. Одна из самых известных форм её проявления — анорексия (полная потеря способности принимать пищу, основанная на идее о мнимой полноте), но проявлений множество. Например, танорексия (необходимость иметь определённую степень загара кожи), тату-зависимость, зависимость от пластической хирургии — все они отражают стремление соответствовать некоему «идеальному» образу.

Возможно и настолько сильное неприятие собственной телесности, при котором человек пытается изувечить своё тело через самоповреждение (селфхарм) или даже полностью видоизмениться при помощи радикальных форм модификации тела, способных превратить людей в точные копии персонажей мультфильмов или в фантастических пришельцев. Медицинские исследования показывают, что наиболее часто такими отклонениями страдают люди, лишённые видимых физических изъянов, ярких или необычных черт. Из этого нетрудно сделать вывод, что эта война ведётся внутри человека, а поверхность тела — лишь территория, принявшая на себя удар.

В этом году я хотела бы предложить молодым художникам поразмышлять над этой проблемой, над механизмами её возникновения и проявления. Проблемой, живущей в каждом.

Дарья Камышникова

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1