Лекторий ММОМА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС «ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ» СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА» Стоимость Обратная связь
 
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА»

АВТОРСКИЙ КУРС КСЕНИИ ГОЛУБОВИЧ

8 ФЕВРАЛЯ — 29 ФЕВРАЛЯ 2020
ПО СУББОТАМ В 13:00
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

О курсе:

Литература тесно связана с визуальным искусством и разнообразными изобразительными стратегиями и, конечно, с творческим воображением, которое всегда предшествует обновлению литературных приемов. В четырех лекциях сезона мы рассмотрим эти взаимосвязи, литературные и художественные практики, переосмысливающие опыт ХХ века: вопрос о человеке и о его границах (масса и индивид), темы насилия и свободы, искусства и политики, прошлого и будущего.

О лекторе:

Ксения Голубович — писатель, переводчик, литературный критик, кандидат филологических наук. Председатель жюри литературной премии имени Александра Пятигорского.


ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЗАПИСЬ НА КУРС.
О СТАРТЕ ПРОДАЖ БИЛЕТОВ И АБОНЕМЕНТОВ МЫ СООБЩИМ ВАМ ЗАРАНЕЕ

СООБЩИТЬ МНЕ О СТАРТЕ ПРОДАЖ


Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.

Оставьте нам свои контакты, чтобы не пропустить интересные лекции и другие события ММОМА!
Узнать о стоимости

ЛЕКЦИЯ 1

Начало модерна и начало современности

8 ФЕВРАЛЯ, 13:00 - 14:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

Конец ХIХ века: пересмотр функции искусства, которое больше не отражает реальность, не противостоит ей, не имеет ее в основании «под» собой. Поэтическая фраза ничего не значит, не соответствует внешним качествам объекта. Она передает, транслирует, сигнализирует о смысле, но смысл — ускользает из нее и нет ничего пошлее, чем пытаться превратить его в застывший объект. Смысл «чистой поэзии» столь же не определим, виртуален, ирреален, как скользящая изогнутая линия Обри Бердслея. Знаки создаются сами собой, они показывают собой некий «изысканный» кризис сознания (Малларме), который потом назовут декадансом, или «чистой поэзией». Прерафаэлиты, Бердслей, Уильям Моррис и проклятые поэты, афоризмы Ницше, про которые нельзя сказать точно, что они значат. Смыслообразующая деятельность помещается в самый центр производства реальности — потому что у мира нет жесткой структуры, мир можно менять. Мир пластичен, он поддается воле к изменению его. И отсюда все внешние формы существующей реальности погружаются в состояние кризиса и переплавки. Вопрос о критике декаданса, начатый Львом Толстым, встречается с его же предсказанием о скорой и большой войне, о большом насилии, ожидающим европейский мир. Мы также затронем вопрос о возникновении кинематографа — как искусства для масс.

 

ЛЕКЦИЯ 2

На пороге массового мира

15 ФЕВРАЛЯ, 13:00 - 14:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

Начало ХХ века: революция Авангард. Тот внутренний объект, которому соответствует произведение искусства теперь не нуждается во внешне обозначаемых прекрасных формах. Смысл - это то, что корежит эти формы. То, что выявляет структурный образ форм, а не их внешние подобие. Авангард приходит как некий тип социальной и мыслительной инженерии (Эль Лисицкий). Из форм «чистого искусства» и «искусства для искусства» выкристаллизовывается идея общества, идущего с нуля, выращивающего свои формы из энергетически собираемых единств, а не знакомого «прекрасного» образца. Смысловой «объект» авангарда в любом случае превышает индивидуальную волю и по-настоящему созерцается только народом, массой. Мы поговорим о поэзии Маяковского, Маринетти, Блока, Мандельштама и Пастернака. Ускользание такого наполненного смыслового объекта или особая сложность пути к нему разрабатывается в модернистских работах Джорджио Де Кирико, или в поэзии Т.С. Элиота, Р.М. Рильке и скульптура Альберто Джакометти.

 

ЛЕКЦИЯ 3

После холокоста и тоталитаризма, отказ искусства от визуализации

22 ФЕВРАЛЯ, 13:00 - 14:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

После войны и первого атомного взрыва многое меняется в нашем мировоззрении. Мы можем наметить два пути работы в такой пост-военной ситуации. Первый путь — истощение. Искусство, которое движется в сторону минимализма средств. Как говорит Беккет, «не для кого выражать, нечего выражать». Поль Целан, и абстракционизм в живописи, искусство перформанса и американская проза. С другой же стороны, начинается, наоборот, виртуализация, изобилие средств, как в искусстве поп-арта, или в новом магическом реализме, где постепенно начинают множится виртуальные, параллельные миры (Умберто Эко, Том Стоп, Маркес и Фаулз). Но в обоих случаях искусство балансирует вокруг точки предельного выбора, от которого либо уклоняется (Герман Гессе, Луис Борхес), либо показывает, как она — эта точка — уничтожает весь существующий мир. Внутренний смысловой объект искусства понимается теперь как темная планета, иссушающее начало, либо же наоборот, как возможность многих миров, альтернативных миров, предельно индивидуализированных. Возникает новое «наивное» искусство — Баския. Или метанаивное искусство — как тотальные инсталляции Ильи Кабакова.

 

ЛЕКЦИЯ 4

После холокоста и тоталитаризма, отказ искусства от визуализации

29 ФЕВРАЛЯ, 13:00 - 14:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

Когда мы говорим о современном мире и современном искусстве – то это становится вопросом совместного исследования. Как мы можем описать то, что происходит. До сих пор ли мы имеем дело со внутренним смысловым объектом, или изменились сами условия подражания. И мы вновь подражаем, но уже не природной реальности, а измененной, созданной человеком реальности. Этот вопрос мы рассматриваем на примере таких авторов как Виктор Пелевин или Мишель Уэльбек. Постсовременный мир – это эра великого подозрения к самой реальности реального и к возможности достичь какого бы то ни было смыслового объекта – сам смысловой объект, ощущение истины, и является объектом продаж, объектом манипуляций над сознанием масс. Об этом говорят работы Дэмиена Херста, художников британской новой волны. Смысл – это остаток, это нечто неприличное, больное, абсолютно маргинализированное, интимное, но что чрезвычайно тревожит и чем нельзя манипулировать в силу его «никому ненужности». Мы будем разбирать роман южно-африканского писателя Джона Максвелла Кутзее «Бесчестие», в котором удивительно сведены и предшествующая эпоха «возвышенного» смыслового объекта и современная ситуация его скомпрометрированности. А также рассмотрим работы ведущих актуальных художников, работающих с «незначительным» или «отталкивающим» включая Мураками.

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1