Оценка услуг

Лекторий ММОМА Ближайшие лекции ЯНВАРЬ: Вводные лекции новых курсов Современное искусство и музыка Современное искусство и фотография Cовременный дизайн и архитектура Современное искусство и театр Современная российская арт-критика 1920-30-е. Искусство между двумя войнами Современное искусство и мода Наши лекторы Стоимость Обратная связь
 
Современное искусство и музыка

О курсе:

Лекторий МОММА представляет серию лекций, посвященных одному из самых актуальных сегодня явлений в области медиа-искусств — экспериментальной электронной музыке и звуку. Последовательный цикл из четырех встреч позволит узнать о различных сферах и этапах становления этой «науки».

Психоакустика и механика электронных приборов и машин, терменвокс, шумовые оркестры, графический, орнаментальный и бумажный звук, синтоны и вычислительные методы синтеза звука, контрапунктический метод и новая практика звукозрительного монтажа в раннем звуковом кино — вот только некоторые темы наших лекций о возникновении новой звуковой вселенной в истории современной музыки.

В первую очередь мы сосредоточим внимание на наиболее известных и уже почти ставших классикой западных авангардных экспериментах. Речь пойдет о европейских композиторах ХХ века, некогда развивших направление «конкретной музыки», а также ряд основополагающих для всего мира искусства понятиях — «найденный объект» и «найденный звук», связанных с именами Джона Кейджа и Пьера Шеффера. Еще ближе к истокам мы найдем чаяния итальянских футуристов и утописта Френсиса Бэкона, чьи видения для нас стали повседневной реальностью.

Отдельное внимание на лекциях МОММА будет уделено находкам отечественных музыкальных теоретиков и инженеров, чьи труды имели особенно тернистый путь к реализации. В связи с этим, нами будут затронуты и мрачные для эксперимента времена — периоды политической реакции в России и Европе. Помимо широкого исторического охвата, важнейшей частью нашего цикла станет непосредственное приближение к техническим принципам, которые были познаны в процессе вековых звуковых исследований.

О лекторе:

Андрей Смирнов – научный сотрудник и старший преподаватель Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, основатель Термен-Центра. Участник многочисленных международных конференций и фестивалей, куратор выставочных проектов в России и Европе. Автор интерактивной и электроакустической музыки. Автор многочисленных статей, а также монографии "Sound in Z", посвященной забытой истории искусства звука и музыкальной технологии России первой половины ХХ века (издательство Walther Koenig. Лондон, Кельн, 2013)

Лекции курса будут проходить с 1 по 22 февраля в 19:30.
ММОМА ТВЕРСКОЙ 9

Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.

Оставьте нам свои контакты, чтобы не пропустить интересные лекции!

Узнать о стоимости

— Лекция 1

1 февраля, 19:30 – 21:00
ММОМА Тверской бульвар, 9

Регистрация/Бронь абонемента

Первая лекция будет посвящена современной экспериментальной электронной музыке и ее предыстории.

Несмотря на принципиальную современность этого направления искусства, в силу его неразрывной связи с наукой и новейшими открытиями в области технологий и медиа, идейно и структурно корни электронных звуковых экспериментов восходят почти на 100 лет в прошлое — к «конкретной музыке», когда французский композитор Пьер Шеффер разрабатывал концепцию «звукового объекта» и экспериментировал с новыми приборами извлечения звука, такими как Фоноген и Морфофон. Почти в то же время в Америке совершает свои исторические музыкальные перформансы Джон Кейдж, чьи концепции «найденного объекта» и «найденного звука» поразительно близки идеям французов. Одновременно, в Кельне открывается первая студия электронной музыки WDR. Чуть позже все это выльется в современное понятие «полевых записей». Иными словами, электронная экспериментальная музыка существовала всегда, и всегда она была современна.

На лекции будет охвачена и еще более давняя история звукового эксперимента — те времена, когда разум творческих людей опережал научные достижения, и концепции возникали много раньше, чем могли быть осуществлены. Речь пойдет о теориях «Свободного искусства» и «Свободной музыки» русских футуристов, а также «Искусстве шума» и звуковых экспериментах лидера итальянского футуризма Луиджи Руссоло. Так мы дойдем до идейного первопроходца Фрэнсиса Бэкона, который в своей утопии «Новая Атлантида» описывал еще не изобретенные технические устройства, а также идеи «дома звука», «дома света» и «дома запаха».

— Лекция 2

7 февраля, 19:30 – 21:00
ММОМА Тверской бульвар, 9

Регистрация/Бронь абонемента

Лекция будет посвящена ранним отечественным экспериментам в области электронного звука.

История музыки повторяет историю эстетических теорий русских авангардистов, которые будут заклеймены официальной политикой СССР, и которые во второй половине XX века буквально будут открыты заново — уже для всего мира. Отечественные музыканты ничуть не отставали от художников, разрабатывая идеи и впервые проводя эксперименты, которые не получили должной популяризации и научного признания, и потому были на долгие годы забыты, прежде чем о них узнали исследователи и воздали должное первопроходцам.

На лекции эта работа будет продолжена. Мы подробно узнаем об таких важных для мировой музыки эссе, как «Новая музыкальная наука и Новая Эра в истории музыки» Арсения Авраамова, «Теории Проекционизма» Соломона Никитина, а также «Враге музыки» и «Механическом оркестре» Евгения Шолпо. Конечно же, речь пойдет и о практических достижениях: «Гудковой симфонии» (1922-23), Проекционном театре и мультимедиа технологии и шумовом оркестре 1920-ых. Все это стало возможным благодаря уникальным изобретениям советских инженеров: так самый популярный сегодня во всем мире инструмент — синтезатор, в различных вариациях разрабатывался Гельмгольцем и Рудольфом Кёниг, а шумовые инструменты — Владимиром Попопвым. Параллельно создавалось множество других изобретений: «футуристические звуковые машины», паровой «Орган Труда» (1918). Не обойдем вниманием и ранее звуковое кино и радиотеатр: речь пойдет о достижениях знаменитых экспериментаторов в искусстве и теории — Сергее Эйзенштейне, Дзиге Вертове, Вальтере Рутмане.

Лекция будет интересна как любителям, так и профессионалам в области музыки и звуковой инженерии.

— Лекция 3

15 февраля, 19:30 – 21:00
ММОМА Тверской бульвар, 9

Регистрация/Бронь абонемента

Лекция будет посвящена «графическому звуку» и «оптическому синтезу», истории исследований в области психоакустики, а также новейшим открытиям в этой области.

Мы поговорим об устройствах, которые позволяют производить спектральный анализ и ресинтез, анализировать сложные колебания, гармонические частоты и фазы, делать сонограммы. Узнаем такие понятия как «орнаментальный звук», «бумажный звук», «вариофон» и многие другие.

Помимо непосредственного технического погружения, будут освещены те времена, в которые совершались те или иные открытия, и другая историческая крайность — периоды реакции, борьбы с «дегенеративным искусством» в Германии и «формализмом» в СССР, которые положили большую паузу в развитии экспериментального искусства и науки.

— Лекция 4

21 февраля, 19:30 – 21:00
ММОМА Тверской бульвар, 9

Регистрация/Бронь абонемента

На лекции поговорим с позиции историии и техники о таких популярных сегодня явлениях, как интерактивная музыка, сенсорные технологии и «глитч» (эстетика ошибок).

Еще в конце XIX века во всем мире начинают распространяться идеи синтеза искусств, в ХХ веке они получают логическое продолжение в технических изобретениях, позволяющих синтезировать звук и изображение, ассоциировать цвет и звук, а также визуализировать различные явления, которые человек может воспринимать только слухом и осязанием. Тем самым многочисленные теоретические изыскания символистов смогли получить буквальное, техническое воплощение. «Технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния», — так комментировал свои научные поиски изобретатель терменвокса Лев Термен.

Применение новых технологий, впрочем, было самое разное — вплоть до использования в шпионаже. Сегодня же, мы все больше говорим о «дигитальном искусстве» и «пост-дигитальном» мышлении в 2000-ых. На лекции обсудим как техническую, так и философскую сторона этих изменений.


 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг