Оценка услуг

Лекторий ММОМА Ближайшие лекции РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ МОДУЛЬ 1. 1890 – 1930 МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960 МОДУЛЬ 3. 1970 – 1990 МОДУЛЬ 4. 2000-Е ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ МОДУЛЬ 1. 1880 – 1950 МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960 МОДУЛЬ 3. 1970 – 1990 МОДУЛЬ 4. 2000-E СПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ» СПЕЦКУРС «СОВРЕМЕННАЯ АРТ-КРИТИКА В ЛИЦАХ. ВТОРОЙ СЕЗОН» Наши лекторы Стоимость Обратная связь
 
МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960

О модуле:

Модуль «Западное искусство 1940-х — 1960-х годов» посвящен драматическому и насыщенному событиями периоду развития искусства XX века, которое происходит в условиях холодной войны, появления общества массового потребления и популярной культуры, бурного развития современных технологий. Мы проследим за тем, как в этот период искусство оказывается тесно связано с общественной и политической жизнью и начинает восприниматься многими художниками как важнейшее средство для осуществления радикальных трансформаций социального тела. В фокусе нашего внимания окажутся те художественные практики и формы, которые, появившись в 1940-е — 1960-е годы, и сегодня определяют облик современного искусства: инсталляции, перформансы, хеппенинги и медиаискусство. О Джексоне Поллоке, Энди Уорхоле, Герхарде Рихтере, Иве Кляйне, Нам Джун Пайке, Йозефе Бойсе и многих других — на лекциях модуля.

О лекторе:

Данила Булатов — историк искусства, научный сотрудник и куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина, специалист по искусству Германии второй половины XX века, автор книги «Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов. Художественная теория и выставочная практика».

Лекции модуля будут проходить с 5 по 26 октября в 19:30.
ММОМА ТВЕРСКОЙ 9

Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.
Подробнее о преимуществах абонемента

— Лекция 1. 1945 – новое начало? Искусство между абстракцией и соцреализмом. Холодная война

5 октября, четверг
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Конец Второй мировой войны многими современниками был воспринят как новая точка отсчета – политическая, историческая, философская. Искусство после произошедшей катастрофы также казалось нуждающимся в обновлении и переоценке. Краеугольным камнем эстетического дискурса послевоенного времени стала фраза немецкого философа Теодора Адорно: «Писать стихи после Освенцима – это варварство». Непередаваемость языком реалистического искусства трагического опыта войны стала причиной поисков новой выразительности в абстракции, вскоре ставшей – в качестве антитезы соцреалистическому канону в искусстве – одним из символов свободного Западного мира, противостоящего тоталитарным режимам на Востоке.

— Лекция 2. Поп-арт, «новые реализмы» и стратегии апроприации действительности

12 октября, четверг
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Реакцией на послевоенный экономический бум в Западных странах стал интерес художников к «низовой» реальности повседневного потребления и массовой культуры. Героями произведений становятся самые обыкновенные бытовые предметы, которые предстают как знаки времени, символы социальных иерархий, отражение коллективных чаяний и страхов. Проявляя интерес к средствам массовой коммуникации – фотографии, рекламе, телевидению, газетам и глянцевым журналам – художники стремились преодолеть ограниченность субъективного опыта и найти выражение для надындивидуальных переживаний, для нового эстетического опыта, рождающегося в условиях тотальной стандартизации и масс-медийной апроприации визуальных образов.

— Лекция 3. Пространство эксперимента. Нео-дадаизм и Флуксус. Перформативность в искусстве

19 октября, четверг
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в мире искусства происходит повсеместное освобождение от традиционной станковой картины: параллельно с тем, что в живопись начинают привноситься разнообразные пластические элементы, актуализируется и сам процесс написания картины – живопись превращается в действие. Появившиеся вслед за этим новые художественные практики были нацелены на стирание границ между искусством и жизнью. Следуя за дадаистами начала века, художники в послевоенной Европе и Америке заново открыли для себя возможности акционизма, сместив акцент с законченного произведения на процесс его создания и сделав своей задачей преодоление пассивной позиции зрителя, превращение его из стороннего наблюдателя в активного участника инициированных художником действий.

— Лекция 4. Расширение зоны свободы: искусство и левый дискурс. 1968 год

26 октября, четверг
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

В силу самой специфики послевоенного времени – образования двух противоборствующих политических блоков, активной деколонизации и целой череды локальных вооруженных конфликтов – искусство этого периода оказывается чрезвычайно политически ангажированным. Произошедшее после войны укрепление авторитета традиционных ценностей и позиций буржуазной морали вкупе с забвением печальных уроков прошлого стали важными факторами для развития у молодого поколения художников критического отношения к массовой культуре, способствовали вырабатыванию агрессивных по отношению к зрителю стратегий. Увлеченные левыми идеями художники и интеллектуалы стремились к освобождению человеческого воображения в век потребления и технического комфорта. Вырваться из замкнутого круга «общества спектакля» (Ги Дебор) – вот сверхзадача молодежных протестов, прокатившихся в 1968 году по всему миру.


 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты