Оценка услуг

Лекторий ММОМА Ближайшие лекции РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ МОДУЛЬ 1. 1890 – 1930 МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960 МОДУЛЬ 3. 1970 – 1990 МОДУЛЬ 4. 2000-Е ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ МОДУЛЬ 1. 1880 – 1950 МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960 МОДУЛЬ 3. 1970 – 1990 МОДУЛЬ 4. 2000-E СПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ» СПЕЦКУРС «СОВРЕМЕННАЯ АРТ-КРИТИКА В ЛИЦАХ. ВТОРОЙ СЕЗОН» Наши лекторы Стоимость Обратная связь
 
МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960

О модуле:

Модуль посвящен одному из наиболее интересных периодов в истории российского искусства, который культуролог Юрий Лотман назвал «культурным взрывом». Последствия Второй мировой войны (Великой отечественной войны в СССР) оставили глубокий след в мировой художественной культуре. В России этот период связан еще и с феноменом оттепели. На лекциях мы узнаем, как в 1940-х годах непроницаемый на первый взгляд монолит социалистического реализма начинает давать трещины, художники переходят от монументальности к камерности, от эпоса к лирике, появляется «советский гуманизм». Поговорим о кратком и ярком глотке свободы в эпоху оттепели, который вызвал к жизни первую волну авангарда и дал изолированным от внешнего мира художникам новые ориентиры. О поставленной перед художниками проблеме идентичности, о разделении искусства на «официальное» и «другое», о «суровом стиле» и многом другом — на лекциях модуля.

О лекторе:

Александра Салиенко — кандидат искусствоведения, специалист в области русского искусства ХХ века

Лекции модуля будут проходить с 3 по 24 октября в 19:30.
ММОМА ТВЕРСКОЙ 9

Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.
Подробнее о преимуществах абонемента

— Лекция 1. Искусство периода Великой отечественной войны (1940-1950)

3 октября, вторник
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Соцреализм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин», продолжает мифотворчество авангарда с патетическим пафосом конструирования нового мира. Не смотря на то, что тоталитарное искусство декларативно обращено к человеку, в присущей ему монументальности места для человека совсем не остается. Поздний соцреализм 1950-х лишается цементирующей стиль фигуры Сталина, и стремится приобрести «человеческое лицо», изменить интонацию и выразить мысль государственную, монументальную, в мысль семейной, камерной. На лекции мы поговорим о специфике искусства военного времени (в годы «стихийной десталинизации») и послевоенного десятилетия, обсудим парадоксальность социалистического реализма, находящегося между утопией и реальностью, и поговорим о тупике тоталитарного искусства. Раскроем образ войны в творчестве крупных мастеров, рассмотрим окна ТАСС как уникальное явление в искусстве войны и роль Кукрыниксов.

— Лекция 2. Искусство Оттепели как «культурный взрыв» (вторая половина 1950–1960 годы).

10 октября, вторник
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Шаткая и неустойчивая оттепель дала художникам в первую очередь свободу в поиске художественных ориентиров. Новое поколение с одной стороны заново открывает наследие авангарда и существовавших до 1932 года российских форм модернизма, с другой стороны — знакомится с происходящим в искусстве Запада. В это время начинают активно устраиваться квартирные выставки и громкие выставки зарубежного современного искусства: в 1956 году в Москве проходит первая выставка Пабло Пикассо, через год на Фестивале молодежи и студентов показывают абстрактное искусство, а в 1959 году на Американской выставке в «Сокольниках» будут экспонированы работы Джексона Пол¬лока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга и сюрреалиста Ива Танги. На лекции мы поговорим о новых смыслах в искусстве 1950-60-х, стилях и художниках новой формации, потеснивших тоталитарную утопию, а также о знаменитом разгроме Никитой Хрущевым выставки к 30-летию МОСХ, разделившем советское искусство на «официальное» и «неофициальное».

— Лекция 3. Искусство Оттепели. «Суровый стиль»

17 октября, вторник
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

На рубеже 1950-60-х годов художники искали новый язык и в фигуративной живописи, рассчитанной на публичное поле. «Суровый стиль» претендовал на новый виток в развитии официального искусства, лишая его помпезности и мещанства. Художники «сурового стиля», изображавшие новых «героев трудовых будней» без лирики и умиления, также подверглись критики Хрущева на выставке к 30-летию МОСХ в 1962 году. На лекции мы рассмотрим «суровый стиль» в контексте искусства 1960-х, его связь с авангардом 1920-х, поговорим о публицистичности нового художественного языка и пафосе документальности. О Таире Салахове, Гелии Коржеве, Павле и Михаиле Никоновых, Николае Андронове и других лидерах «сурового стиля».

— Лекция 4. Искусство Оттепели. «Другое искусство»

24 октября, вторник
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Термин «другое» или «неофициальное» искусство объединяет работы представителей различных художественных течений, вытесненных цензурой из публичной художественной жизни. Под монолитом официального социалистического реализма зрели и развивались собственные, независящие ни от чего, системы. На лекции мы поговорим о героях своего времени, которые олицетворяли собой слово «свобода», об основных неофициальных художественных объединениях, тенденциях и направлениях в подпольном искусстве, об «авангарде второй волны», абстракции и фигуративной живописи.


 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты