Лекторий ММОМА Ближайшие лекции РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ МОДУЛЬ 1. 1890 – 1930 МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960 МОДУЛЬ 3. 1970 – 1990 МОДУЛЬ 4. 2000-Е ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ МОДУЛЬ 1. 1880 – 1950 МОДУЛЬ 2. 1940 – 1960 МОДУЛЬ 3. 1970 – 1990 МОДУЛЬ 4. 2000-E СПЕЦКУРС «ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ» СПЕЦКУРС «СОВРЕМЕННАЯ АРТ-КРИТИКА В ЛИЦАХ. ВТОРОЙ СЕЗОН» Наши лекторы Стоимость Обратная связь
 
МОДУЛЬ 1. 1890 – 1930

О модуле:

Первый модуль осеннего Лектория МОММА будет посвящен стилю модерн и российским течениям авангарда в мировом контексте. Задача этой серии лекций — с разных ракурсов осветить явления в отечественном искусстве конца XIX — первой трети XX веков на всех стадиях их существования и во всех ипостасях: поговорим об архитектуре и живописи, дизайне и музыке. О слиянии искусства и ремесла, одной из тенденций модерна XIX века; об эволюции архитектурного авангарда на протяжении XX века, о формировании нового типа художника и тенденции к синтезу искусств, вследствие чего архитектура как никогда сблизилась к другими искусствами. Также в рамках данного модуля мы поговорим о том, как авангард повлиял на систему образования, и о специфике новых типов художественных школ, которые открывались в 20-ые годы. В финале цикла пройдет лекция, посвященная одному из самых загадочных стилистических направлений, парадоксально стоящем на стыке авангарда и неоклассицизма, — ар-деко.

О лекторе:

Сергей Хачатуров —куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Лекции модуля будут проходить с 6 по 27 сентября в 19:30.
ММОМА ТВЕРСКОЙ 9

Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.
Подробнее о преимуществах абонемента

— Лекция 1. Стиль модерн

6 сентября, среда
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Во второй половине XIX века в Великобритании произошла промышленная революция, повседневная жизнь жителей городов наполнилась штампованными и однотипными предметами фабричного производства. Как реакция на активную индустриализацию здесь возникает движение «Искусства и ремесла», чьими идейными вдохновителями были Джон Рескин (John Ruskin) и Уильям Моррис (William Morris). Они ставили целью создание гармоничной среды обитания за счет синтеза природы, архитектуры и внутреннего оформления жилища, а также сохранение индивидуального стиля в товарах массового потребления. На лекции мы разберем влияние теоретиков «Искусств и ремесел» и философии символизма на российское искусство того периода, поговорим о зарождении стиля модерн и его первостепенной поэтики: ностальгии по целостности, органике, единству ремесла и искусства. Отдельной темой, рассмотренной в лекции, станет национальный вариант модерна в архитектуре.

— Лекция 2. Архитектурный авангард

13 сентября, среда
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Левые идеи, которые были сформировавшиеся еще в XIX веке, нашли свое воплощение в искусстве 1910-20-х годов. Все виды искусств вступают в активное взаимодействие, стремясь к синтезу. Живопись, архитектура, дизайн, музыка – все это выходит за свои пределы и сливается, формируя единое новое пространство для нового общества. Во второй половине 1920-х на российской художественной сцене появляется новая фигура — государство, чьи интересы на краткий период совпадают с идеями авангардистов. Политика пользуется авангардистскими эстетическими и техническими достижениями в процессе индустриализации и культурной революции. Во второй половине 1930-ых официальная культура не только расходится с ведущими деятелями авангарда, но и подвергает их репрессиям, что определяет форму дальнейшего развития авангарда под эгидой контркультуры. Про эти три этапа в архитектуре мы развернуто поговорим на лекции.

— Лекция 3. Центры образования мастеров авангарда России

20 сентября, среда
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Лекция посвящена образовательным центрам мастеров авангарда в России. ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры), ИНХУК (Институт художественной культуры) – эти и другие художественные заведения одно за другим открываются в 1920-ые годы. Новый государственный строй и новое искусство требуют новых форм обучения, которые заступают на место академических школ. Новые художественные училища становятся главным поприщем для развития про-социалистических веяний в искусстве, таких как рационализм и конструктивизм, закладывая основы проектного типа работы. Именно тогда происходят столкновения эстетических концепций символиста и супрематиста Казимира Малевича и индустриального конструктивиста Владимира Татлина, и аналогичной оппозиции – Александра Родченко и Владимира Татлина. На фоне этого столкновения нового мистицизма и атеистического матемы, функционализма и формализма и формируется новая образовательная система, к изучению которой мы подойдем на лекции.

— Лекция 4. Ар-Деко

27 сентября, среда
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Купить билет/Забронировать абонемент

Стиль, синтезировавший в себе инженерию авангарда, респектабельность неоклассицизма и имперский пафос архаических культур, пришел на смену авангарду в годы общественной реакции и стал тотален для Европы (кроме, может, Англии) и Америки. В лекции будут выявлены особенности советской версии ар-деко в связи с архитектурой и дизайном общественных пространств.


 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты