Лекторий ММОМА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС «ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ» СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА» Стоимость Обратная связь
 
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

3 СЕНТЯБРЯ — 10 ДЕКАБРЯ
ПО ВТОРНИКАМ, 19:30 — 21:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

О курсе:

Развитие искусства XX века шло по пути от картины к арт-объекту. Искусство менялось исходя из внимания к материалу и идеи, рождались принципиально отличные варианты художественного поиска, на западе появились новые критерии качества и анализа арт-объектов. Параллельно с этим развивался арт-рынок, формировались критерии, функции оценки и экспертизы.

Несмотря на историческую консервацию, русское искусство в послевоенный период развивалось теми же путями, что и общемировое. Оп-арт, абстрактный экспрессионизм и инсталляционные формы начали сменять соцреалистический тон советского искусства. Неформальные сообщества художников стали основной движущей силой развития искусства в СССР во второй половине XX века.

О лекторе:

Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 — лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений на должности заместителя начальника отдела.

 

Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.

Оставьте нам свои контакты, чтобы не пропустить интересные лекции!
Узнать о стоимости

ЛЕКЦИЯ 1

Начало. 1890-1910

3 СЕНТЯБРЯ, 19:30 -21:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

РЕГИСТРАЦИЯ / БРОНЬ АБОНЕМЕНТА

Первая лекция будет посвящена современной экспериментальной электронной музыке и ее предыстории.

Несмотря на принципиальную современность этого направления искусства, в силу его неразрывной связи с наукой и новейшими открытиями в области технологий и медиа, идейно и структурно корни электронных звуковых экспериментов восходят почти на 100 лет в прошлое — к «конкретной музыке», когда французский композитор Пьер Шеффер разрабатывал концепцию «звукового объекта» и экспериментировал с новыми приборами извлечения звука, такими как Фоноген и Морфофон. Почти в то же время в Америке совершает свои исторические музыкальные перформансы Джон Кейдж, чьи концепции «найденного объекта» и «найденного звука» поразительно близки идеям французов. Одновременно, в Кельне открывается первая студия электронной музыки WDR. Чуть позже все это выльется в современное понятие «полевых записей». Иными словами, электронная экспериментальная музыка существовала всегда, и всегда она была современна.

На лекции будет охвачена и еще более давняя история звукового эксперимента — те времена, когда разум творческих людей опережал научные достижения, и концепции возникали много раньше, чем могли быть осуществлены. Речь пойдет о теориях «Свободного искусства» и «Свободной музыки» русских футуристов, а также «Искусстве шума» и звуковых экспериментах лидера итальянского футуризма Луиджи Руссоло. Так мы дойдем до идейного первопроходца Фрэнсиса Бэкона, который в своей утопии «Новая Атлантида» описывал еще не изобретенные технические устройства, а также идеи «дома звука», «дома света» и «дома запаха».

 

ЛЕКЦИЯ 2

Развитие формы. 1912-1923

10 СЕНТЯБРЯ, 19:30 -21:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

РЕГИСТРАЦИЯ / БРОНЬ АБОНЕМЕНТА

Именно с Василия Кандинского началась история абстрактной живописи, преобразившей культуру нового времени. В эпоху творческого универсализма он, ученый и философ, размышлял о превратностях эстетического чувства, выводя множество новых понятий, которые были необходимы языку нового, здесь и сейчас конструируемого времени. Среди них: понятие «импрессии», которое подразумевало существенно радикализованный вариант импрессионизма, когда острые впечатления фиксировались в формах, лишь отдаленно связанных с натурными. А также понятие «импровизации», которое практически исключало конкретную привязку к сюжету и использование натурных впечатлений.

Также на лекции будет рассказано о Казимире Малевиче и Павле Филонове — двух других столпах русского авангарда, чье равноправие обусловлено исключительно полным различием тех путей, что они предлагали искусству и миру. Лекция затронет и важнейших последователей авангардных идеологов, многие из которых смогли развить выбранные ими идеи учителей в отдельные направления.

 

ЛЕКЦИЯ 3

Дома-машины и дома-утопии. 1920-1935

17 СЕНТЯБРЯ, 19:30 -21:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

РЕГИСТРАЦИЯ / БРОНЬ АБОНЕМЕНТА

Третья лекция курса Кирилла Алексеева посвящена зарождению художественного языка и творческих концепций конструктивизма в изобразительном искусстве, которое происходило в 1914-1922 годы в ходе эволюции русского авангарда от кубизма и футуризма к абстракционизму. Научным центром конструктивизма 1920-х годов был Институт художественной культуры (ИНХУК) в Москве, где под руководством В.В. Кандинского изучались проблемы синтеза искусств, закономерности зрительного восприятия цвета, ритма, форм. Благодаря кому термин «конструктивизм» стал известен на Западе? Какой проект стал символом архитектурного конструктивизма? И что послужило резкому переходу от революционного конструктивизма к сталинскому ампиру?

 

ЛЕКЦИЯ 4

Стиль «победа» и закат официального искусства. 1945-1960

1 ОКТЯБРЯ, 19:30 -21:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

РЕГИСТРАЦИЯ / БРОНЬ АБОНЕМЕНТА

СССР породил три больших архитектурных проекта: конструктивизм, сталинский ампир и советский модернизм. Впрочем, возможно, даже правильнее будет говорить только о конструктивизме и ампире, ведь минималистичное наследие советского модернизма не опознается большей частью российское населения как что-то отдельное от нейтрального фона повседневных реалий.

В 1944 г. Советское правительство приняло решение о восстановлении пятнадцати крупных городов страны, в первую очередь городов-героев Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Одессы. Объектами жилищного строительства в большинстве случаев в тот период были 2 — 3-этажные дома, что было вызвано и нуждой, и отчасти западными градостроительными теориями. Одним из первых примеров массового многоэтажного жилищного строительства является район Песчаных улиц в Москве (1948 — 1954 гг.), в котором было сооружено более ста 6 — 8-этажных корпусов. Одновременно с тем, много жилых домов были возведены по индивидуальным проектам, с акцентом на фасадах. Одной из причин этого было стремление советских зодчих отразить в архитектуре триумфальное завершение Великой Отечественной войны. И все же это не отменяло основной тенденции на лаконизм, которая была закреплена на всесоюзном совещание строителей в 1954 г., и последовавшем за ним постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

 

ЛЕКЦИЯ 5

Формальное и неформальное искусство СССР. 1960-1980

3 ДЕКАБРЯ, 19:30 -21:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

РЕГИСТРАЦИЯ / БРОНЬ АБОНЕМЕНТА

Социалистический реализм, являясь основным методом советского искусства, требовал от художника правдивого, «исторически-конкретного» изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость художественного изображения действительности должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Реализм (будь то живопись, кинематограф или литература) должен был непременно сочетаться с горящим в глазах строителя коммунизма оптимизмом. Изображая настоящее, художник слышит ход истории и заглядывает в будущее.

В послевоенное время соцреализм переходит в «суровый стиль», когда новое поколение художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза Художников обратились к поэтизации и героизации трудовой жизни простых людей романтических профессий (геологов, нефтяников, моряков и т.п.). Подчеркивая силу воли и драматизм жизни своих персонажей, художники используют монументальные, пронизанные острыми линейными ритмами композиции, лаконичные, обобщённые формы.

 

ЛЕКЦИЯ 6

История искусства действия. 1980-1990

10 ДЕКАБРЯ, 19:30 -21:30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

РЕГИСТРАЦИЯ / БРОНЬ АБОНЕМЕНТА

Лекция посвящена истории русского перформанса в широком контексте. Разговор начнем с попытки определить исходную точку перформанса, так как это имеет большое значение для формирования концепции перформанса в рамках современного искусства — каким мы его знаем, и обычно с легкостью определяем по формату сегодня. Пожалуй, самым широким определением (вбирающим в себя также и перформанс как один из поджанров) — будет «искусство действия». Помимо перформанса, это понятие включает в себя акцию, хеппенинг, энвайронмент, паблик-арт, иногда даже боди-арт. Чем дальше лекция будет углубляться в историю, тем сложнее будет определить ту грань, откуда начинается перформанс: ведь дадаистские скандалы с драками и стрельбой официально не предъявлялись как искусство, однако именно они послужили основой многих последующих художественных движений, в особенности акционизма 1960-ых.

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1