Ближайшие лекции

СПЕЦКУРС «Современная российская художественная критика в лицах»

Все лекции курса

Критик в системе персонажей и функций современной художественной культуры.

Бронирование билета или абонемента

26.09.2016 | 19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Без преувеличения можно сказать, что фигура критика в новейшей художественной культуре является центральной. Это своего рода шарнир связи между художником, философом, коллекционером, галеристом и зрителем. А также – властью. Уберите критика и принципиальная для нормальной духовной жизни общества конструкция рухнет. Между тем, критик в нашем обществе – это своего рода «серый кардинал», которого мало кто знает, а если и обсуждает то кулуарно. Цель этого цикла лекций и мастер-классов – сделать изучение и обсуждение критики делом публичным. Представить слушателям живых носителей критической мысли. Самых видных российских художественных критиков последнего полувека. Они выступят в необычной для себя роли «самоаналитиков». Те же, кто по каким-либо причинам недосягаем, находится за рубежом или перегружен работой, будут охарактеризован лекторами на основе важнейших сочинений, минимум которых необходимо знать любому интересующемуся сегодня искусством. В первой вводной лекции будут даны общие характеристики этой профессии так, как они виделись разным критикам. Также лекторы коснутся специфики склада личности благоприятной для этой деятельности и разных типов и персонажей критиков, которые встречаются на площадке отечественной художественной культуры.

 

КУРС ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ
МОДУЛЬ 1. 1890-1940. МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Все лекции модуля

— Лекция 4. Экспрессионизм — последний большой стиль.

Регистрация на лекцию/бронь абонемента

27 сентября, вторник
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

Экспрессионизм стал всеобъемлющим художественным течением в 1920-х годах. Немецкий экспрессионизм вышел за пределы национального контекста и заложил основы нового стиля в искусстве других стран Европы.

 

КУРС РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО XX – XXI ВЕКОВ
МОДУЛЬ 1. 1880-1950. РУССКОЕ ИСКУССТВО НА ПУТИ К МОДЕРНИЗМУ

Все лекции модуля

— Лекция 4. Авангард и его соперники в 1920-е.

Регистрация на лекцию/бронь абонемента

29 сентября, четверг
19:30 – 21:00
Тверской бульвар, 9

В 20-е годы прошлого века, период расцвета русского авангарда, возникают такие объединения как АХРР и ОСТ. Заявляя свое категорическое несогласие с «формализмом», художники АХРР ставят дидактическое содержание картин выше художественной ценности — «искусство должно быть понятно народу». ОСТ также, как и АХРР, предпочитает советскую тематику, но не отвергает инструменты художественного языка, появившиеся в ХХ веке. В отличие от ахровцев, ориентирующихся на натуроподобный реализм передвижников, остовцы считают своим эстетическим идеалом новейшие европейские течения, в особенности экспрессионизм. Какими бы полярными не были установки и формы выражения авангардистов и их соперников, все они, казалось бы, преследовали одну цель — служение искусства на пользу революции, воспитание нового общества и нового человека.

Именно это сходство в целях и политических стратегиях авангарда и соцреализма, по мнению Бориса Гройса, и привело к подавлению авангарда сталинской культурой. Но стоит ли уверенно утверждать о регрессивности соцреализма? Сколько в действительности «реализма» в нем было? На сколько это течение было однородно? На лекции мы опровергнем устойчивые мифы об оторванности соцреализма от общемирового художественного контекста (параллели не только в искусстве фашистской Италии или нацистской Германии, но и во французском неоклассицизме и в живописи американского регионализма), поговорим о наследии авангарда, альтернативных моделях фигуративизма в СССР 1930-х годов, о модернизме в сталинизме и в искусстве времен Второй мировой войны.

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты