Лекторий ММОМА Ближайшие лекции ЯНВАРЬ: Вводные лекции новых курсов Современное искусство и музыка Современное искусство и фотография Cовременный дизайн и архитектура Современное искусство и театр Современная российская арт-критика 1920-30-е. Искусство между двумя войнами Современное искусство и мода Наши лекторы Стоимость Обратная связь
 
1920-30-е. Искусство между двумя войнами

О курсе:

Цикл лекций посвящен одному из самых интересных, сложных и до сих пор мало изученных периодов в истории искусства, который в западной терминологии обозначается как «искусство между двумя войнами». Революция и Гражданская война не только разделили общество на «красных» и «белых», но также вскрыли такие острые противоречия, как «правые» и «левые», «свои» и «чужие», «старое» и «новое», «пролетарское» и «буржуазное». Новое искусство рождалось в борьбе и вело свои «войны» – это противостояние прогрессивного и консервативного, традиций и новаторства, авангарда и реализма, рационализма и конструктивизма, «производственного искусства» и станковой картины, в искусствоведении – борьба марксистов с идеалистами. 
На наших встречах поговорим о том, чем жило искусство между Первой и Второй мировыми войнами, между культовой выставкой 1915 года «0.10», где впервые был представлен «Черный квадрат» Казимира Малевича, и выставкой «Индустрия социализма», прошедшей в 1939 году и закрепившей социалистический реализм как единственно возможный творческий метод. О поиске советской идентичности и самоопределении «пролетарского искусства», о новых отношениях людей с вещественным миром и жанре натюрморта, об отношениях официальной идеологии к теме смерти и ее отражении в искусстве, о связи авангарда и соцреализма — на лекциях курса «Искусство между двумя войнами».

О лекторе:

Александра Салиенко — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Курс будет состоять из 6 лекций, которые пройдут с 12 апреля по 7 июня в музее-мастерской Дмитрия Налбандяна: Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж (вход в арку с Тверского проезда).

Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.

 

— Лекция 1. Жизнь искусства между двумя войнами

12 апреля, 19:00 – 20:30
Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна

Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж (вход в арку с Тверского проезда)

Регистрация на лекцию / Бронь абонемента

На первой, вводной, лекции курса мы рассмотрим, чем жило и дышало искусство между Первой и Второй мировыми войнами. Расставив хронологические рамки таким образом, нам будет проще избавиться от стереотипного противопоставления авангарда и соцреализма в советском искусстве и расширить свое представление о происходящих в то время процессах. Начнем разговор с культовой выставки «0.10» 1915 года, на которой Казимир Малевич выставил свой «Черный квадрат», а закончим триумфальной для социалистического реализма выставкой «Индустрия социализма», прошедшей в 1939 году.

 

— Лекция 2. Становление советской культуры и поиски революционного искусства

19 апреля, 19:00 – 20:30
Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна

Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж (вход в арку с Тверского проезда)

Регистрация на лекцию / Бронь абонемента

Вторая лекция курса «1920-30-е. Искусство между двумя войнами» будет посвящена вопросам самоопределения «пролетарского искусства» как искусства нового и беспрецедентного. Поговорим о мечтах и реалиях, парадоксах и провокациях искусства революционного десятилетия, о поиске советской идентичности и сложении нового языка в искусстве и художественной критике 1920-х годов, о дезориентации в понятиях «русское» и «советское», о изоляции СССР и влияниях Запада, об «идеологической отсталости» художника и зрителя.

 

— Лекция 3. Вещеощущение эпохи. Вещь как улика в натюрморте 1920-30-х гг.

17 мая, 19:00 – 20:30
Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна

Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж (вход в арку с Тверского проезда)

Регистрация на лекцию / Бронь абонемента

Независимо от времени создания, натюрморт всегда интригует нас вопросами, случайны ли те вещи, которые мы видим, или в них содержится некий смысл? Зачем именно эти предметы нам показаны и что они в себе содержат? Натюрмортный жанр непосредственно связан с бытом, образ которого в 1920-30-е годы претерпевает большие изменения вместе с перестройкой сознания и переоценкой жизненных ценностей. В это время складываются новые отношения человека с вещью.

На третьей лекции курса мы будем рассматривать натюрморт как художественное мировоззрение, и увидим, как постепенно рождается новая символика, и предметы наполняются иными смыслами. Вещи, используемые в быту, образуют своеобразный код исторического времени и воскрешают атмосферу эпохи от малой детали к большому целому.

 

— Лекция 4. Тема «memento mori» в советской живописи 1920-30-х.

24 мая, 19:00 – 20:30
Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна

Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж (вход в арку с Тверского проезда)

Регистрация на лекцию / Бронь абонемента

Тема смерти — одна из ключевых в мировом искусстве ХХ века, однако картин отечественных художников на эту тему, включая натюрморты жанра «vanitas» и «memento mori», можно обнаружить совсем не много. Почему в годы триумфа насильственной смерти об этом так много и откровенно говорится в литературе и кинематографе, а в советской живописи — как будто умалчивается?

Официальное искусство 1930-х годов, призванное героизировать и романтизировать образ войны, не только отрицает саму смерть, но отторгает даже мысль о ней, оно развивает мифологемы «светлого пути», движения в «счастливое завтра», а смерть, как известно, это остановка. В то же время, культ смерти Великого Вождя, как ни странно, важнейший элемент идеологии социализма. Отношение к теме смерти отражает как индивидуальное, так и массовое сознание эпохи — об этом через советское искусство «между двумя войнами» и поговорим на четвертой лекции курса.

 

— Лекция 5. От авангарда к соцреализму: искусство визуального гипноза.

31 мая, 19:00 – 20:30
Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна

Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж (вход в арку с Тверского проезда)

Регистрация на лекцию / Бронь абонемента

Борис Гройс одним из первых предложил установить связь между русским художественным авангардом и советским тоталитарным искусством, объясняя, например, это тем, что «переход от авангарда к социалистическому реализму… диктовался самой логикой развития идеи авангарда: созданием новой реальности».

На четвертой лекции курса мы проследим связь советского искусства 1920-30-х с наследием русского авангарда и его движение к соцреализму. А примерами нам послужат кинолента Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», а также тонкие иллюстрированные журналы «Красная нива», «Прожектор», «30 дней», где репродукции картин и рисунки соседствуют с фотографией. Анализируя эти свидетельства и символы эпохи, мы выявим некоторые тенденции искусства 20-х годов, художественные образы и «репертуар символов», которые позже лягут в основу языка соцреализма.

 

— Лекция 6. От авангарда к соцреализму: между «пластическим ощущением» (Малевич) и образом-символом.

7 июня, 19:00 – 20:30
Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна

Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж (вход в арку с Тверского проезда)

Регистрация на лекцию / Бронь абонемента

Квадрат, круг, крест, треугольник и другие простейшие геометрические фигуры были предложены мастерами авангарда в качестве основы языка искусства, способного выразить революционную эпоху. О «зрительно-графическом способе выражения понятий» в начале 1920-х годов упоминает Павел Флоренский. Однако в изучении нового языка искусства — а именно на новизну претендовало искусство 1920-х годов — возникают и такие ситуации, когда «слова не называют вещи и идеи, а как бы намекают на них».

На лекции рассмотрим идею «строго научного метода обследования символического наследия», выдвинутую Павлом Флоренским в статье «Словарь символов», а также введенное в статье «Символ в системе культуры» Юрием Лотманом определение «и еще что-то». На примере одной из доминирующих в искусстве 1920-х годов форме круга (шар, колесо, мяч) проанализируем превращение пластического мотива в образ-символ и связанные с ним ключевые понятия эпохи «новое небо» и «новая земля».

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1