Барт Дорса. Катя
Параллельная программа 55-й Венецианской биеннале — la Biennale di Venezia
Кураторы: Дмитрий Озерков
Барт Дорса, Диптих 2; Серия Кроссроудз 3, 2012 год Серебряно-коллодиевые фотопластины Размер работы 122,5 см х 29 см Предоставлено Бартом Дорса
Барт Дорса, Диптих Катя 7; 2012 год Серебряно-коллодиевые фотопластины Размер 93 см х 61,5 см Предоставлено Бартом Дорса
Барт Дорса, Руки 1,2,4; Серия Кроссроудз 15, 2012 год Серебряно-коллодиевые фотопластины Размер работ 16,3 см х 21,4 см Предоставлено Бартом Дорса
Барт Дорса, Центральная часть триптиха; Серия Кроссроудз 9, 2011 год Серебряно-коллодиевая фотопластина Размер 46,5 cm x 61,5 cm. Предоставлено Бартом Дорса
Барт Дорса, Бронза 11 Серия Кроссроудс 9, 2013 год Бронза. Размер: 29см – 92,5см – 19,5см Собственность автора
Дата проведения: 29 мая – 24 ноября, 2013
Адрес: Fondamenta delle Zattere, Dorsoduro 417 — 30123 Venezia

В рамках Параллельной программы 55-й Венецианской биеннале Московский музей современного искусства представляет персональную выставку американского художника Барта Дорсы.

Проект «Катя» — это выставка серебряно-коллодиевых фотопластин и бронзовых скульптур, представленных в специально организованном темном пространстве. Он рассказывает личную историю русской девушки, случайно встреченной американским художником. Катя, главный персонаж выставки, воплощает в себе архетип мифического перепутья (crossroads) — заглавной темы в работах Дорсы.

Катя родилась на Дальнем Востоке в семье кондитера и электрика местного дома культуры. Когда ей было 3 года, родители расстались, а ее мать обратилась к религии и приняла постриг. Мать и дочь перебрались в монастырь и жили там, пока Кате не исполнилось 13 лет и они вместе не переехали в Москву. Обретя свободу в мегаполисе, Катя оказалась в среде экстремальной субкультуры, связанной с различными формами модификации тела.

Катин жизненный путь — 10 лет строгой монашеской жизни и последующее погружение в московский андеграунд — отражен на ее лице и теле. Запечатляя ее образы на стекле и в бронзе, Дорса схватывает топографию перепутья — мифического места, существующего «между мирами», и одновременно глубоко личным моментом в жизни, связанным с переходом от страдания к просветлению. Кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, образы Кати, воспризводимые с одержимой повторяемостью, создают симфонический эффект. Язык тела говорит о балансировании на грани между провокативностью и ранимостью. Пронзительный психологический портрет героини является в то же время портретом автора.

Выбор техники — коллодиевой фотографии — предопределен увлеченностью Барта мифологией американских индейцев, в особенности поверием, что фотограф может украсть душу, и его верой в уникальную выразительную способность коллодиевого процесса, его способность отражать тончайшие нюансы. Художника вдохновила мощная энергетика изображения, увиденного им в Национальном архиве США — это был выполненный на стеклянной пластине портрет человека, подозреваемого в убийстве Авраама Линкольна. Дорса отправился в Европу изучать старинную технику фотогрфии, и позже много эксперементировал с подбором камеры и объектива и изготавливаемыми вручную реактивами. Чтобы добиться желаемого эффекта Дорса постепенно отсекал лишние элементы, пока не решил совсем отказаться от камеры в пользу камеры-обскуры. Модель и автора, который держит пластину, разделяет только старинная оптика объектива — изображение напрямую «отпечатывается» на стекле.

Создание фотопластины — это долгий и трудоемкий процесс. Многократно повторяемый, он становится своего рода ритуалом, особой формой творческой медитации. Художник сравнивает себя с провидцами из аллегории Платона: «Скованные цепями, они видели лишь тени на стене пещеры, которая была им тюрьмой. Именно так я вижу тени своего подсознания. Камера-обскура — моя пещера. Я прикован к ней, и, пытаясь поймать тени своего подсознания, я пристально всматриваюсь в изображения на пластине, отраженные от лиц и тел тех, кто проходит перед моим 160-летним объективом».

Выставка Барта Дорсы в Венеции объединяет большое количество новых работ, созданных за последние 3 года. Бронзовые скульптуры, которые выставляются впервые, фактически являются продолжением фотографической техники. Они берут от фотографии способность воспроизводить объект и словно выходят из темной плоскости стеклянной пластины, чтобы обрести объем и телесность.

 

Парнер проекта:

         

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1