Тимур Новиков и «Новые художники»
Инал Савченков. Без названия. (Две фигуры. 1). 1988. Холст, масло. 148х44. Частное собрание. СПб.
Олег Котельников. Буги-вуги е-е. 1985. Холст, масло. 84х70. Частное собрание. СПб.
Вадим Овчинников. Жизнь растений. 1991. Доска, ткань, масло. 32х81,5. Частное собрание. СПб.
Олег Котельников. Всадник. (Петр Первый на коне). 1982. Фанера, масло. 76х58. ГРМ. Нт-205.
Дата проведения: 23 февраля — 13 мая, 2018
Адрес: ЦСИ «Заря» (Владивосток)

Куратор выставки: Екатерина Андреева

Московский музей современного искусства и Центр современного искусства «Заря» во Владивостоке представляют ретроспективную выставку «Тимур Новиков и «Новые художники», подробно рассказывающую о деятельности одного из самых известных объединений петербургских художников последней трети ХХ — начала XXI вв. В основу проекта в Центре «Заря» легла концепция большой ретроспективы ММОМА «Новые идут! Группа „Новые художники“. 1982 — 1991», которая с успехом прошла в 2012 году. Вместе с работами из коллекции Музея и экспозиции прошедшей выставки вошли также произведения из собраний Музея ART4RU, Петербургского видеоархива, семей Тимура Новикова и Сергея Шутова.

В 1982-м Новиков вместе с ближайшими друзьями Иваном Сотниковым, Олегом Котельниковым, Кириллом Хазановичем и Георгием Гурьяновым создал группу «Новые художники» в результате знаменитой акции Новикова и Сотникова «Ноль-объект».

Творчество «Новых художников» — это преображение жизни: не только живопись, графика, панно, коллажи, но и литературные произведения, анимационные и игровые фильмы, создание новых музыкальных инструментов («утюгон» и «длинная струна»), театральные перформансы. «Новые композиторы» Игорь Веричев и Валерий Алахов пишут авангардную коллажную музыку для спектаклей «Нового театра». Новиков и «Новые художники» участвуют в концертах группы «Кино» и оркестра «Поп-механика». В Ленинградском рок-клубе в 1985 году открывается первая большая публичная выставка НХ «С Новым Годом!». Гений дикой живописи Котельников вместе с Евгением Юфитом, Евгением Кондратьевым-Дебилом и Андреем Курмоярцевым-Мёртвым создает кинематограф и литературу некрореализма. Художник, музыкант и писатель Вадим Овчинников с Владиславом Гуцевичем становятся организаторами литературно-художественного клуба «Дружба», а Сергей Бугаев-Африка — «Клуба друзей Маяковского» и «Новороссийской школы»: к ней относились его школьные товарищи по Новороссийску Инал Савченков, новый гений дикой живописи, и Андрей Крисанов, художник и гитарист группы «Кино». Модные показы «Новых» фиксирует камера Е-Е — Евгения Козлова, он же создает конверты пластинок «Кино» и «Поп-механики», портреты Новикова, Гурьянова и «Новых композиторов». В годы перестройки возникает группировка «Новых диких» (Козин-Маслов-Зайка), зажигается звезда Владислава Мамышева-Монро вместе с Пиратским телевидением Юриса Лесника. Мария Синякова-Уречина передает Новикову и Бугаеву титул Председателей Земшара, придуманный Велимиром Хлебниковым.

В исторической ретроспективе творчество «Новых художников» становится частью международного движения «новой волны» или «свободной изобразительности», к которому принадлежал Жан Мишель Баскиа, а галерею «Асса» сравнивают с «Серебряной фабрикой» Энди Уорхола. Проект «Тимур Новиков и «Новые художники» логично продолжает программу Московского музея современного искусства, в рамках которой музей развивает сотрудничество с региональными культурными институциями. В 2017 году в партнерстве с ЦСИ «Заря» была открытка выставка «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960-2010», которая впервые в Москве показала развитие современного приморского искусства на примере работ как молодых художников, так и пионеров владивостоксого нонконформизма.

О художнике:

Тимур Новиков (1958-2002) стал художником и куратором на подъеме волны нонконформизма в Ленинграде. В 1977-м он сделался участником группы «Летопись», основанной неоэкспрессионистом Борисом Кошелоховым; а когда Кошелохов отправился на ПМЖ в Италию, Новиков устроил первый сквот — мастерские «летописцев» имени Кирилла и Мефодия в бывшей церкви Шестаковской Божией матери. Деятельность сквота быстро прекратила милиция, однако Новикова это не обескуражило, он начал устраивать выставки на пляжах и в парках. А в 1980 году в расселявшейся коммунальной квартире на улице Воинова Новиков открыл собственную галерею «АССА» выставкой «I биеннале портретов Тимура Новикова».

О ЦСИ «Заря»:

Центр современного искусства «Заря» открыт во Владивостоке в 2013 году по инициативе российского предпринимателя и мецената Александра Мечетина. ЦСИ располагается на территории творческого кластера «Заря» в помещениях бывшей одноименной швейной фабрики. Главной задачей центра является представление в Приморье лучших достижений современной культуры России и мира, поддержка художников и местного художественного сообщества. Со второй половины 2014 года при ЦСИ «Заря» также работает единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг