Оценка услуг

27 сентября — 20 ноября, 2017
27 СЕНТЯБРЯ — 6 НОЯБРЯ, 2017
6 сентября — 22 октября, 2017
5 сентября — 8 октября, 2017
9 СЕНТЯБРЯ — 12 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
22 сентября — 22 октября 2017
25 АВГУСТА — 17 СЕНТЯБРЯ 2017
1 сентября — 13 ноября, 2017

Художественный музей Эстонии
Художественный музей KUMU
Московский музей современного искусства

«Симметричные миры — отраженные симметрии.
Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль»
Юрий Соболев. Без названия (Двойной портрет). 1960. Фотобумага, чернила, процарапывание. Московский музей современного искусства
Юло Соостер, Юрий Соболев, Рубен Варшамов. Обложка сборника «Неисчерпаемый» (М.: Молодая гвардия, 1964)
Юло Соостер. Иллюстрации к книге В. Тростникова «Физика: близкое и далекое» (М.: Знание, 1963). Тушь. Tартуский художественный музей
Юло Соостер. Иллюстрации к книге В. Тростникова «Физика: близкое и далекое» (М.: Знание, 1963). Тушь. Tартуский художественный музей
Юрий Соболев. Земля. Из серии «Космос для собственного употребления». 1974–1975. Цветная тушь, гуашь. Архив семьи Ю. Соболева
Хэппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967. Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии
Хэппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967. Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии
Юрий Соболев во время подготовки первой персональной выставки Юло Соостера в Москве. 1979. Архив Тенно-Пента Соостера
Рауль Меэль и Борис Жутовский. 1974. Фото: Яан Клышейко. Художественный музей Эстонии
Рауль Меэль. Под небесами CM180/DS-0. 1973. Шелкография. Художественный музей Эстонии
Дата проведения: 3 марта – 11 июня 2017 года

Кураторы: Анна Романова (Москва), Эха Комиссаров (Таллинн)

Художественный музей KUMU (Эстония) в партнерстве с Московским музеем современного искусства представляет выставку «Симметричные миры — отраженные симметрии. Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль». Выставка посвящена истории неофициального советского искусства второй половины ХХ века в контексте становления языка новой визуальности. В центре внимания — творчество наиболее известных представителей художественной оси Москва — Таллинн и наиболее новаторская часть их творчества, связанная с иллюстрированием научно-популярной литературы и созданием аудиовизуальных полиэкранных программ.

Эпоха оттепели 1960-х годов в Советском союзе стала периодом политических и культурных реформ, устремленных к современности. На волне интереса общества к научным открытиям, техническим достижениями и современным гуманитарным проблемам многократно вырастают тиражи научно-популярной литературы, становится популярным жанр научной фантастики. Однако условность и «неизобразимость» многих научных понятий не только требовала от художников нового подхода к оформлению книг и журналов, но и давала простор для экспериментов, поэтому научно-популярная иллюстрация стала той областью, где язык новой визуальности формируется в первую очередь. Юрий Соболев, Юло Соостер и Тынис Винт разрабатывают новаторскую эстетическую концепцию, в которой научные статьи начинают иллюстрироваться в стилистике сюрреализма, абстрактного искусства, оп-арта, а образы современного мира — первые снимки из космоса 1960-х годов, макрофотосъемка микроорганизмов, разнообразные научные графики и чертежи, рифмуются с цитатами из искусства Возрождения и модернизма.
В дизайне книг и журналов начинает применяться модульная сетка — современное средство организации полосы, получившее распространение в Швейцарии и Германии в середине 1950-х годов. Новая визуальная эстетика, основанная на постмодернистской игре и строгой структуре модульной сетки, становится универсальным кодом, позволяющим художникам выразить актуальность языком современного искусства в самых разных медиа — графике, анимации, слайд-фильмах.

Концепция иллюстрирования научно-популярной литературы образами науки, впервые примененная главным художником издательства «Знание» Юрием Соболевым («Знание»-1960-1964, журнал «Знание-сила — 1967-1980) нашла свое воплощение в посвященном вопросам мировой науки ежегоднике «Наука и человечество», который стал выходить с 1962 года при участии Юло Соостера, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского и др.; издании «Физика: близкое и далекое», проиллюстрированным Юло Соостером в 1963 году и как параллель — оформленный в Таллине Тынисом Винтом сборник «Наука и современность» (Академия Наука ЭССР, 1979). Новая визуальная эстетика, опробованная художниками в графическом дизайне, используется Соостером и Соболевом в анимационном фильме «Стеклянная гармоника», поставленном режиссером Андреем Хржановским в 1968 году. Фильм, где Соостер и Соболев выступили художниками-постановщиками, оказался настолько новаторским, что сразу был запрещен властями.

Следующим этапом развития языка новой визуальности становится жанр полиэкранного слайд-фильма, которому Юрий Соболев посвятил 16 лет. В своем первом полиэкранном слайд-фильме, созданном Юрием Соболевым в 1975-м году для съезда конгресса промышленных дизайнеров («ICSID»), художник, среди прочего, использовал серию графики Рауля Меэля.

Последний раздел выставки представляет театральные эксперименты Юрия Соболева и Тыниса Винта 1970–1980-х годов. С разницей в несколько лет художники в Тюмени (1981) и Таллинне (1983) работают над сценографией к спектаклю «Почта» Рабиндраната Тагора. Геометрическая структура сценографии Винта, основанная на иконографии мандалы, пребывает в диалоге с визуальным рядом слайд-фильма Соболева «Мандалы» (1981), специально реконструированного на основе архивных слайдов для настоящей выставки.

Творческие эксперименты Юло Соостера, Юрия Соболева, Тыниса Винта и Рауля Меэля в области новой визуальности являются важной страницей в истории искусства Эстонии и России, не потерявшими актуальности и сегодня.

На выставке будут представлены более трехсот произведений живописи, графики, графического дизайна, анимации, слайд-фильмов, фотодокументации из собраний Московского музея современного искусства (ММОМА), Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального музея кино, Тартуского художественного музея, Эстонского музея театра и музыки, Музея эстонской архитектуры, Национальной библиотеки Эстонии, Фонда культуры «Екатерина», Центра Современного Искусства «Заря», а также частных коллекций России, Эстонии, Литвы и Финляндии: Тыниса и Эвы Винт, архива семьи Юрия Соболева, Михаила Алшибая, Ильи Кабакова, Игоря Макаревича, Бена Хеллмана и др.

Выставка «Симметричные миры — Отраженные симметрии» в Художественном музее Kumu — это развитие проекта «Острова Юрия Соболева», состоявшегося в 2014 году в здании ММОМА в Ермолаевском пер, 17. Проект-исследование кураторов Анны Романовой и Галины Метеличенко, посвященный творчеству художника Юрия Соболева, позволил проследить как идеи и решения, найденные им в экспериментах с одними медиа, развивались и давали неожиданные результаты при работе с другими.

Партнерство Московского музея современного искусства и Художественного музея Kumu имеет свою историю. В 2008 году в ММОМА состоялась выставка эстонского современного искусства PARADISE IS NOT LOST, подготовленная куратором Эхой Комиссаров.

Выставку сопровождает книга «Симметричные миры — отраженные симметрии. Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль».
Проект проходит при поддержке фонда «Eesti Kultuurkapital» (Эстония).

3 марта в рамках выставки состоится однодневный семинар «В поисках сюрреализма. Проблемы изучения советского авангарда 1920–1980-х годов», посвященный проблематике выставки, на котором предполагается рассмотреть особенности советского художественного контекста 1920-1980-х годов и определить возможные границы сюрреалистических тенденций в искусстве этого времени.

Информация о кураторах:

Анна Романова — историк искусства, независимый куратор, автор публикаций по современному искусству. С 1995 — 2006 гг. — старший научный сотрудник Отдела советской и современной живописи и Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Куратор первой постоянной экспозиции в ГТГ «Российское искусство второй половины ХХ века» (2000 г.).

Основные выставочные проекты:

2014 «Острова Юрия Соболева». Совместно с Г.Метеличенко. ММОМА
2006 «Игорь Макаревич, Елена Елагина. „В пределах прекрасного“, ГТГ
2004 — 2005 „Москва-Варшава / Warszawa-Moskwa. 1900 — 2000“ Zachęta-Москва, ГТГ
Эха Комиссаров (Eha Komissarov) — теоретик и историк искусства, куратор проектов в Художественном музее KUMU. Художественный критик, автор многочисленных публикаций по советскому и современному искусству, куратор многочисленных выставочных проектов, в том числе, представлявших эстонское искусство в Финляндии, Швеции, Франции, России, Польше, Словении и других странах. Автор первой постоянной экспозиции искусства советского периода в Художественном музее KUMU. Основные выставочные проекты:
2016 „Романтический и передовой. Сталинский импрессионизм в искусстве живописи Прибалтийских стран 1940-1950-х годах“. KUMU, Таллин
2014 „Рауль Меэль. Диалоги с бесконечностью“. Совместно с Райво Kelomees. KUMU, Таллин
2006 „Накопленные кризисы“: эстонское искусство в 1990-е годы». Групповая выставка, KUMU, Таллин

О музее:

Художественный музей KUMU был открыт в 2006 году. Автором архитектурного решения здания KUMU стал финский архитектор Пекка Юхани Вапаавуори (р. 1962), чей проект «Circulos» победил на международном архитектурном конкурсе. В KUMU представлена коллекция эстонского искусства с начала XVIII до конца ХХ века. В год в музее проходит около 12 выставок эстонского и зарубежного искусства, на постоянной основе работает музейная экспозиция «Галереи современного искусства». В 2008 году KUMU было присвоено звание «Европейский музей года».

Юло Соостер (Ülo Sooster) — живописец, график, работал в книжной и журнальной иллюстрации. Художник-постановщик анимационных-фильмов.
1949 — Окончил Тартусский Государственный художественный институт.
1950 — 1956 отбывал заключение в трудовом лагере (Долинка, Казахстан).
1956 — После освобождения из ГУЛАГа переехал в Москву, где быстро вошел в круг неофициального художественного сообщества. Квартира Юло Соостера и его жены Лидии на улице Красина становится местом встречи творческой интеллигенции того времени, в том числе московских и эстонских художников.
Участник знаменитой «манежной» выставки «30 лет МОСХ», Центральный выставочный зал «Манеж», 1962.
Родился 17 октября 1924, остров Хийумаа, Эстония — умер 25 октября 1970, Москва.

Юрий Соболев (Юрий Александрович Нолев-Соболев) — художник — график, работал в книжной и журнальной иллюстрации в качестве художника-иллюстратора, художественного редактора, главного художника, критика. Художник-постановщик анимационных фильмов, автор и режиссер полиэкранных слайд-фильмов, сценографии к театральным постановкам.
Участник знаменитой «манежной» выставки «30 лет МОСХ», Центральный выставочный зал «Манеж», 1962. В 1994 году на базе Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства Юрий Соболев набирает курс художников, для обучения по новой программе, в которую входили лекции по истории современного искусства, перформанса, видеоарта и пр. «Школа Юрия Соболева», включавшая также практические занятия и участие студентов в выставках стала первым подобным образовательным проектом в нашей стране.
Родился 22 августа 1928, Москва — умер 14 декабря 2002, Царское Село (Санкт-Петербург)

Тынис Винт (Tõnis Vint) — теоретик искусства, художник-график, дизайнер, работал в книжной и журнальной иллюстрации, автор проектов дизайна интерьера и архитектурных решений современной городской среды. Режиссер и художник документального фильма «Лиелвардские пояса» (1980).
В 1967 году окончил Государственный художественный институт ЭССР. В 1964 участвовал в организации группы «ANK ’64» — художественного объединения студентов института, став ее идеологом. После встречи членов ANK ’64 с Юло Соостером и Ильей Кабаковым в 1967 году в Москве, между новым поколением эстонских художников и московским неофициальным сообществом завязывается тесное общение. С конца 1960-х годов дом-мастерская Тыниса Винта, где регулярно проходили «лекции Винта» становится местом встречи эстонской художественной интеллигенции и гостей Таллинна.
Родился р. 1942 году в Таллинне.
Живет и работает в Таллинне.

Рауль Меэль (Raul Meel) — художник — график, дизайнер, работает в жанре «книга художника». Участвует в выставках с 1970 года.
1964 — Окончил Таллиннский Технический университет.
Родился 2 марта 1941 года на хуторе Рейно в деревне Яласе в уезде Харьюмаа.
Живет и работает в Таллинне.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты