Оценка услуг

АРХИТЕКТУРА. ОБРЕЧЕННЫЕ НА ОПТИМИЗМ
Поисковой макет подземной виллы, бюро "Проект Меганом"
Александр Джикия
Дерево, зеркало, гипс, нитроэмаль, тонировка
Собрание ММОМА
Эль Лисицкий «Проун»
Бумага, карандаш
Собрание ММОМА
Павел Пеперштейн «Падающий небоскреб»
Холст, акрил
Собрание ММОМА
Дата проведения: 08 июня — 23 сентября, 2018
Адрес: ЦСИ «ЗАРЯ», БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Центр современного искусства «Заря» при поддержке Московского музея современного искусства представляет выставку «Архитектура. Обреченные на оптимизм». Проект куратора Марии Фадеевой, посвященный истории архитектуры, был разработан специально для Владивостока и впервые в России объединил самые значимые образы в истории архитектуры, начиная с XVIII века

Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм» представляет своеобразную мастерскую обобщенного героя-архитектора, вечно стремящегося к нахождению баланса между художественным идеалом и прагматикой. Титана, приговоренного профессией к продлению будущего. Такое решение продиктовано честным отношением к невозможности демонстрации самой архитектуры «во плоти», которая занимает свои места в разных поселениях в случае реализованности или же остается эфемерной идеей в голове автора. Потому зрителю предложено знакомиться не с объектами как таковыми, а с образом мышления архитектурой. Для этого знакомства выбраны наиболее известные отечественные творцы и множество форм: живопись, графика, концептуальные макеты и мокапы, текстовые манифесты и инсталляции, рабочие чертежи и т.д.

Сценарий выставки по-своему дидактичен — она последовательно пересказывает историю русской архитектуры XX века и начала XXI. Им, как полным дисбаланса, противопоставляется эталонный случай архитектора-самоучки, аристократа и дипломата, палладианца Николая Львова, жившего в эпоху Просвещения. Старинные гравюры и чертежи позволят не только насладиться идеальной графикой той эпохи, но и увидеть то, насколько равноценным автор считал стройность колонн храма и гармонию проекта теплицы, устройство печи и дома, ею отапливаемого.
Нивелирует дидактику калейдоскоп героев, к чьим работам обращается выставка. Тут — Константин Мельников и Александр Бродский, Евгений Васильев и Леонид Павлов, авторский коллектив Московского дворца пионеров и архитектурное бюро «Проект Меганом», Александр Родченко, Илья Чашник, Ель Лисицкий. Важная особенность экспонатов выставки заключается в том, что каждый служит инструментом осмысления иного произведения, расположенного ли где-то на просторах России, оставшегося ли лишь в воображении создателя, но в какой-то момент выраженного в действительности из настоящих материалов, в конкретных контекстах, до самой последней арматуры. Отдельный тип экспонатов — аналитика работ архитекторов прошлого нашими современниками. Например, инсталляция «Коммунальный авангард» и фото-проект «Северное Чертаново». По-настоящему педагогическим кажется фрагмент стены личного дома Константина Мельникова, возведенный в одном из залов ЦСИ «Заря». Он демонстрирует устройство конструкции, повествует о работе материала и значении проемов, изображая оболочку, демонстрирует суть архитектуры.

«Тема русской архитектуры поднимается в „Заре“ впервые, но мы подошли к этому вопросу с особой тщательностью. Находясь в Приморье, в большом отдалении от исторических, культурных и экономических центров, мы, оглядев городской ландшафт, видим себя не в Азии, где находимся географически, а в классическом постсоветском пространстве, где находимся ментально. Через архитектуру городов и стран всегда проступает политический и экономический разговор. Нам интересно говорить об архитектуре как о социальном документе и как о важнейшем искусстве, артефактам которого мы доверили нашу повседневность», — говорит главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте.

«Московский музей современного искусства не в первый раз сотрудничает с ЦСИ „Заря“. Хочется отметить, что для нас как для одного из ключевых столичных музеев не менее важно поддерживать единый художественный ритм страны, поэтому сотрудничество с регионами — одно из важнейших направлений деятельности ММОМА. Дальний Восток прочно утвердился в российской музейной практике как один из интереснейших центров искусства, со своими течениями, процессами и участниками, — комментирует исполнительный директор ММОМА Василий Церетели. — Проект „Архитектура. Обреченные на оптимизм“ призван познакомить региональную российскую публику с различными этапами формирования русской архитектуры и фигуры архитектора ХХ-XXI веков. Экспозиция будет представлена зрителю в виде мультимедийного проекта, в который войдут уникальные архивные материалы, инсталляции, макеты, живопись и графика архитекторов, а также работы художников, осмыслявших архитектурный опыт, которые хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. Для нас очень важно, что в экспозиции будут представлены работы из собрания ММОМА, такие звезды, как Александр Джикия, Эль Лисицкий, Павел Пепперштейн. Не менее важно, что выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой, в рамках которой пройдут встречи с архитекторами, мастер-классы, экскурсии, кинопоказы и лекции, призванные не только шире познакомить публику с тематикой проекта, но и способствовать укреплению местного коммьюнити».

Среди участников выставки: Евгений Аблин, Юрий Аввакумов, Алексей Бавыкин, Михаил Белов, Елена Белова, Александр Бродский, Евгений Васильев, Андрей Васнецов, Александр Гринберг, Александр Джикия, Лев Дюбек, Владислав Ефимов, Юрий Ионов, Сергей Колчин, Николай Красильников, Юрий Кузин, Михаил Лабазов, Сергей Леонтьев, Эль Лисицкий, Николай Львов, Константин Мельников, Алексей Народицкий, Феликс Новиков, Петр Оранский, Владимир Орельский, Леонид Павлов, Юрий Пальмин, Павел Пепперштейн, Игорь Покровский, Михаил Посохин, Моисей Рейшер, Александр Родченко, Андрей Савин, Алиса Савицкая, Георгий Стефанов, Илья Чашник, Яков Чернихов, Бела Шефлер, Виктор Эльконин, бюро «Проект Меганом», группа «Обледенение архитекторов», бюро «Новое», Nps tchoban voss Берлин + SPEECH Чобан/Кузнецов и др.
Куратор выставки Мария Фадеева — журналист, архитектурный критик, исследователь, куратор, преподает курс профессиональной коммуникации в Московской архитектурной школе МАРШ. В 2004 году окончила магистратуру МАРХИ. Во время учебы на протяжении четырех лет работала архитектором. С 2003 года начала писать для различных СМИ об архитектуре, дизайне и развитии города. Один из авторов путеводителя «Новая Москва 4», соавтор идеи образовательного проекта «Свобода доступа», участник команды проекта АРХИWOOD, а также Центра авангарда на Шаболовке, разработчик нескольких экскурсионных программ, посвященных архитектуре XX-XXI вв.

Центр современного искусства «Заря» был открыт во Владивостоке в 2013 году по инициативе российского предпринимателя, мецената, основателя BELUGA GROUP Александра Мечетина. ЦСИ располагается на территории творческого кластера «Заря» в помещениях бывшей одноименной швейной фабрики. Главной задачей центра является представление в Приморье лучших достижений современной культуры России и мира, поддержка художников и местного арт-сообщества. Со второй половины 2014 года при ЦСИ «Заря» также работает единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций, предоставляющая художникам из разных городов и стран возможность реализовать проекты во Владивостоке. В первую очередь резиденция предлагает художникам ориентироваться на региональный культурный и природный контекст. По итогам конкурса на участие в программе 2018 году было подано в общей сложности 310 заявок от индивидуальных художников и коллективов из 15 стран мира, 21 проект был одобрен комиссией на реализацию в ЦСИ «Заря».
www.zaryavladivostok.ru

Московский музей современного искусства (ММОМА) — первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Основан в 1999 году. Сегодня ММОМА является одним из самых активных участников художественной жизни страны и располагается на семи площадках, шесть из которых находятся в историческом центре Москвы в пределах Садового кольца, а одна — в Перово, где расположился музей Вадима Сидура, экспозиция которого полностью переведена на азбуку Брайля. Собрание Музея представляет основные этапы развития авангарда, в особенности в России. Ежегодно музей проводит более 70 проектов самого разного масштаба — от дебютных показов начинающих авторов и концептуальных экспозиций до международных фестивалей и ретроспектив крупных художников. Приоритетными направлениями деятельности ММОМА также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа и разработка инклюзивных проектов.

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1