21 ноября 2018 — 27 января 2019
20 декабря, 2018 — 27 января, 2019
11 декабря 2018 — 13 января 2019
12 декабря, 2018 — 10 февраля, 2019
01 ДЕКАБРЯ, 2018 — 24 ФЕВРАЛЯ, 2019
27 ноября, 2018 — 3 марта, 2019.
4 декабря, 2018 — 27 января, 2019
19 сентября — 04 ноября, 2018

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Фонд русского абстрактного искусства
Московский музей современного искусства

Студия «Новая реальность» (1958–1991)
Трансформация сознания
А. Крюков. Освенцим. 1965 х.,м. 118х203
В. Зубарев. Человечество. 1989-91 х.м. 202х350
В. Преображенская. Красный-стан. 1960. б., акв. 42х29
Л. Грибков. Композиция. х.,м. 173х70
Л. Грибков. Поссорились. 1962. Бумага, темпера. 86х61,5
Дата проведения: 19 октября, 2016 – 15 января, 2017
Адрес: MMOMA. Петровка, 25

Кураторы: Анна Карганова, Валерия Волкова
Архитектор экспозиции: Алексей Подкидышев

Московский музей современного искусства совместно с Фондом русского абстрактного искусства представляет выставку «Студия «Новая реальность» (1958–1991). Трансформация сознания«—масштабную ретроспективу одноименного творческого объединения, которая призвана рассказать историю зарождения и развития андеграундного в СССР абстрактного искусства, а также познакомить зрителей с уникальной педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа Студии.

Основанная после Второй мировой войны «Новая реальность» замышлялась как альтернатива существующей в то время Академии художеств, участники которой выступали за возрождение традиций активного творческого поиска, свойственного русским художникам-авангардистам начала XX века: В. Кандинскому, К. Малевичу, А. Родченко. Её основательЭлийБелютин — фигура легендарная и неоднозначная, талантливый художник-новатор и педагог, он создал уникальные формы творчества ипостроил системный теоретический базис, применимый как в области искусства, так и в области методологии. Разработанная им уникальная образовательная программа была направленна на внутреннее раскрепощение человека, на расширение его эмоционального диапазона и поиск новых средствдля чувственной документации действительности. Основываясь на этих идеях, он создавал свою"Теорию всеобщей контактности« — оригинальную творческую методику для работы с учениками, направленную не только на объективное отображение окружающего мира, но и на презентацию его личного восприятия. Так одним из самых действенных методов стала коллективная работа, благодаря которой зачастую появлялись уникальные произведения колоссальных масштабов, или практика совместных творческих пароходных поездок, а также работа в одной мастерской, выставки в необычных контекстах — например в лесу. Всё это, по тому времени, представляется уникальным опытом для искусства, и является интереснейшим материалом для современных исследователей.

На протяжении советского периода выставочная и образовательная деятельности «Новой реальности» оставались малоизвестными для широкой аудитории. Подвергшись критике первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева во время одной из первых крупных выставок Студии в 1962 в Манеже, студийцы надолго ушли в творческое подполье. И только с 1989 года, когда действие режима ослабло (хотя сам Белютин никогда не позиционировал свое искусство как антирежимное), студийцы начинают активно участвовать в процессе легализации советского андеграунда.

Выставка «Студия „Новая реальность“ (1958–1991). Трансформация сознания» впервые соберет живопись, графику и архивные фотографии из коллекции Фонда русского абстрактного искусства, продемонстрировав системный подход к представлению творчества Студии. Кураторами выставки подготовлен подробный анализ как теоритических основ работы Студии, так и практических, являющихся ярким воплощением методологии Белютина. А уникальная архитектура экспозиции, широкое использование мультимедиа и серия специальных мастер-классов, подготовленных сотрудниками Музея на основе педагогической методики Белютина, позволят зрителю стать не просто очевидцем, но и полноценным участником самых знаковых событий в жизни Студии. Основу экспозиции составили работы двадцати пяти художников-членов студии: ее основателя, его последователей и учеников, состоявших во главе группы (В. Зубарев, Т. Тер-Гевондян, М. Эсмонт, Е. Радкевич, В. Преображенская и многие другие). В их произведениях проявляются смелые эксперименты с цветом, формой и пространством, характерные для авангардистов начала XX века, а также новаторские идеи самого Белютина, реализуемые им при работе со своими последователями.

Выставка «Студия „Новая реальность“ (1958–1991). Трансформация сознания» в MMOMA призвана вписать имена Белютина и его учеников в контекст российского и мирового искусства, рассказать историю их работы над созданием новых творческих форм, актуальных, своевременных и живых. Это демонстрация нового искусства своего времени: свободного от условностей, существующего вне политической пропаганды, не только чутко реагирующего на изменения, происходящие в общественном сознании, но и часто становившегося источником этих изменений.

О Фонде:

Фонд русского абстрактного искусства — некоммерческая организация, созданная с целью содействия культурным, просветительским и общественным инициативам. Основной своей задачей фонд ставит формирование правильного научного и исторического понимания русского абстрактного искусства в общемировом контексте.


Конкурс в интерактивной зоне на выставке "Студия "Новая реальность". Трансформация сознания" завершен! Работы победителей и других участников выставки можно посмотреть здесь.



Партнеры проекта

Специальный проект выставки


 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1