Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства

Марьям Алакбарли
NOVRUZ - новый день
Дата проведения: 27 марта — 22 апреля 2012
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25

Куратор: Ольга Свиблова

На выставке молодой азербайджанской художницы Марьям Алакбарли «Novruz — новый день» в Московском музее современного искусства представлено свыше 80 работ. Это портреты, натюрморты, пейзажи, созданные за последние 3 года в различной технике.

Работы художницы непосредственны, она смело работает с формами и цветом, создавая яркий, гармоничный, безопасный мир. Одна из особенностей ее живописи работа с цветом, использование дополнительных контрастов. По словам И. Иттена, одного из основателей Баухауса, «Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу ... побуждают друг друга к максимальной яркости...». Марьям мастерски подбирает цвета, и это работа прежде всего интуиции настоящего художника, подкрепленный большой практикой. В этом врожденном чувстве цвета заключается особенность ее творчества — она делает интуитивно то, на что другим требуются годы обучения. У Марьям Алакбарли синдром Дауна. Она необычным образом воспринимает окружающее, позволяя зрителям увидеть мир своими глазами. Представленные на выставке работы демонстрируют развитие мастерства художника.

Яркая характеристика работ Марьям дана французским искусствоведом Тьерри Дюфреном: «Когда я увидел ее рисунки и абстрактные композиции в первый раз, то сразу понял, что она делает и пытается показать посредством своих работ. Это возврат к первопричине. К тому моменту, когда все формы являются лишь светом и потому равноправны».

Mарьям Алакбарли родилась 4 июля 1991 года в городе Баку. Интерес к изобразительному искусству проявился у художницы с раннего детства. Образование получила в различных школах Баку и Москвы. В настоящее время обучается в Парижской Высшей школе декоративного искусства.

В 2010 году прошли две её выставки в галереях Art-garden (Баку) и «Гыз галасы» (Баку), с 4 мая по 4 июня 2011 года состоялась выставка в Берлине, 2 декабря 2011 года прошла выставка в ЮНЕСКО, с 3 по 10 декабря ее работы выставлялись в галерее Vivienne art galerie (Париж). У художницы опубликовано два альбома: «Мой прекрасный мир» («Şərq-Qərb», Баку, 2010) и «Prélude pour le printemps» (BdeR, Париж, 2011).

Жизнерадостные безмятежные картины Марьям отражают ее глубокий личностный подход ко всему, что нас окружает. В наш век триумфа технологий и тотальной рациональности она вкладывает в свои картины столько искренности, гармонии и добра, что поневоле возбуждает в нас ответные чувства. В период своего нынешнего счастливого ученичества она всем своим существом, сердцем и душой через «не могу» приобщается к абсолютно новому уровню развития в своем творчестве. Все, кто когда-то отказывал и даже сегодня отказывают детям с синдромом Дауна жить, учиться на равне со всеми остальными, в праве быть полноценными членами нашего общества, никогда не учитывают уникального свойства этих детей дарить радость тем, кто их окружают. Искусство, как вещь изначально парадоксальная по своей природе, дало Марьям удивительную возможность выразить свою любовь к природе во всех ее проявлениях.

----------------

Уже почти полтора столетия фраза Достоевского «красота спасет мир» не теряет своей актуальности. В случае с Марьям Алакбарли эта фраза невольно приходит в голову и по отношению к ее творчеству, и по отношению к ее жизни. Если книга Марьям попадает в руки, от нее невозможно оторваться. Она притягивает невероятно сконцентрированной и светлой энергией, свойственной этому автору и всему, к чему она прикасается. Разглядывая ее работы, ты совершаешь путешествие по истории искусства от импрессионизма до русского и европейского авангарда, от нео-примитива до абстракции, одновременно понимая, что это абсолютно индивидуальный мир, где есть свои темы, которые получают развитие и к которым Марьям обращается на протяжении нескольких лет творчества.

Своя уникальная и только ей присущая пластика завораживает предельно выразительной артикуляцией эмоционального состояния. Подписи к ее работам бесконечно трогательны и так же точны: «Грустный кенгуру на красном фоне», «Одинокая корова», «Злой крокодил», «Веселый лев»... Огромное количество художников идут в искусство, осваивая профессию и ставя цель достижения профессиональной карьеры. Марьям — живет искусством и живет в искусстве, открывая себя через него и превратив его в главный способ своей коммуникации с миром. Может быть, поэтому ее художественныйmessage настолько мощный и убедительный.

Кажется, чувство цвета и композиции даны ей от природы, но прежде всего поражает свобода, с которой она проявляет себя в своих работах. Эта свобода основана на огромном доверии — к миру, людям и самой себе. Художественный мир Марьям стремительно развивается. Это не только появление новых тем и сюжетов, но и совершенствование мастерства, использование новых техник и выход на другие форматы. Искусство великих мастеров, открывшееся ей во французских музеях, становится для нее таким же источником вдохновения, как природа и вещественный мир, окружавший ее в родном доме. Так появляются работы «Девушка Гогена», «Фрида», «Розовый танец» и другие. Марьям всего 21 год. Ее невероятная трудоспособность и энергия творчества обещают нам и дальше новые художественные открытия, а ее жизненный путь дает надежду жить и быть счастливыми не только людям, у которых, как и у нее, одна лишняя хромосома, но и всем нам.

Ольга Свиблова

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг