Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
BREUS Foundation
Московский музей современного искусства

KOMAR & MELAMID
Вам хорошо! 1972 (Из серии «Соц-арт»)
Фанера, масло
45 × 65 см
Собрание Шалвы Бреуса
Художник. 1972 Доска, масло 55 × 120 см Собрание Владимира Петрова
TransState. 1977
Дерево, краска, металл, бумага
200 × 120 × 120 см
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду
Дружба народов (№ 107). 1974
Картон, смешанная техника
35 × 47,5 см
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
Виталий Комар и Александр Меламид. Москва, 1970-е
Komar&Melamid Archive
Виталий Комар и Александр Меламид, конец 1990-х. Предоставлено художниками и Ronald Feldman Gallery
Дата проведения: 22 марта — 09 июня 2019
Адрес: ММОМА, Петровка 25

О ВЫСТАВКЕ | О ХУДОЖНИКАХ | О КУРАТОРАХ | ОБ АРХИТЕКТОРАХ | О BREUS FOUNDATION | ПАРТНЕРЫ


Куратор Андрей Ерофеев
При участии Иосифа Бакштейна

Дизайн экспозиции
Ирина Корина
Илья Вознесенский

Московский музей современного искусства и Международный культурный фонд BREUS Foundation представляют выставку основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. Проект станет их первой в России ретроспективой. В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт, который они именуют, по словам куратора выставки Андрея Ерофеева, «персонажем Komar & Melamid». Из них более 20 программных произведений предоставлены фондом BREUS Foundation. Все сделанное авторами до 1972 года, когда возник их союз, и после 2003 года, когда он распался, не входит в рамки выставочного проекта в ММОМА.

«Komar & Melamid» по жанру напоминает сборник цитат — произведений и документов, извлеченных из ключевых и самых известных проектов художников. Например, знаменитая серия соц-арта, давшая жизнь одному из главных направлений российского искусства, показана публике впервые практически во всей полноте именно так, как она была собрана на московской квартирной выставке 1974 года. Часть крупных и многосоставных проектов, среди которых, например, «Выбор народа» (1994-1995 гг.), представляющая любимые и нелюбимые картины разных наций и континентов, показаны на выставке в ММОМА эскизно, ограниченным количеством экспонатов. Сгруппированные по темам, эти фрагменты раскрывают общий смысл творческих усилий Komar & Melamid. Персонаж Komar & Melamid возник в искусстве, чтобы разрушить в СССР монополию соцреализма, в Западном мире — дискредитировать модернизм, и на обломках обеих ветвей искусства ХХ столетия наметить контуры нового интернационального стиля, отличительным свойством которого стала бы эстетическая и философская эклектика. Демонстрация этой программы стала ядром концепции выставки, разработанной Андреем Ерофеевым при участии Иосифа Бакштейна.

Масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25, поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский. Ее выразительный дизайн не случайно наводит зрителя на мысли о театре: «режиссеры экспозиции» Ирина Корина и Илья Вознесенский старались проявить в визуальном окружении произведений те исходные контексты, которые, оставляя в уме, обыгрывали в объектах Komar & Melamid. Инсталляционный подход в показе объектов призван облегчить восприятие современного зрителя, который сегодня, в 2019 году, далек от реалий 1970-80-х годов или не знаком с ними.

Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.

Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.

Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.; «Transstate»), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».

Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.

Посещение выставки «Komar & Melamid» станет еще увлекательней для тех посетителей, кто не представляет свою жизнь без музыки. Специально к выставке ММОМА совместно с Яндекс.Музыка разработали и составили плейлист коллективного автора Комара и Меламида. В нем найдутся отсылки как к произведениям и акциям художников, так и к конкретным периодам и эпизодам из их жизни. Послушать плейлист «Komar & Melamid» можно на основной странице Яндекс. Музыка и в приложении.

В рамках серии научно-популярных монографий о современных российских художниках «НОВЫЕ КЛАССИКИ» издательского проекта BREUS Publishing к выставке будет издана монография о творческом дуэте Komar & Melamid, написанная искусствоведом и куратором Кириллом Светляковым. Книгу можно будет приобрести в книжном магазине музея ММОМА ART BOOK SHOP.

Ретроспектива продолжит программу Московского музея современного искусства по проведению выставок ключевых отечественных авторов. В рамках проекта пройдут образовательные мероприятия, экскурсионные туры Расписание можно посмотреть на сайте mmoma.ru

О художниках:

Виталий Комар (род. 1943, Москва) и Александр Меламид (род. 1945, Москва) знакомятся во время учебы в Строгановском художественно-дизайнерском училище (МВХПУ) в начале 1960-х. Их первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в 1967 году в кафе «Синяя птица» в Москве. Позже, в 1972 году, художники придумывают и разрабатывают концепцию нового направления в искусстве — соц-арт. В 1974 становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки». Первая зарубежная выставка Комара и Меламида, «Цвет — великая сила», проходит в галерее Рональда Фельдмана (1976, Нью-Йорк), через год после которой художники получают разрешение на выезд из СССР и через Израиль переезжают в США. 1980-90-е годы — период расцвета и признания авторов за рубежом. В частных галереях и музеях проходят выставки с участием Комара и Меламида, а их произведения приобретают, в частности, нью-йоркский MoMA, музей Метрополитан, Музей американского искусства Уитни. В 1999 году Комар и Меламид участвуют в Венецианской биеннале, экспонируя живопись слонов и «фотографии Микки» в павильоне России. В 2003 году проект Комар и Меламид перестает существовать.

О кураторах:

Андрей Ерофеев (род. 1956, Париж) окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ в 1978 году. Кандидат искусствоведения (диссертация «Художественное объединение „Мир Искусства“ и русская культура начала XX века», 1984). Историк искусства, куратор. Работал архитектором, научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником в ЦНИИ теории и истории архитектуры в секторах истории русской и советской архитектуры (ВНИИТАГ). Руководил сектором новейших течений в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно». За это время собрал коллекцию современного («нон-конформистского») русско-советского искусства, насчитывающую более 2-х тысяч произведений. С 2002 по 2008 год — заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

Иосиф Бакштейн (род. 1945, Москва) — искусствовед, художественный критик, куратор более 30 выставок, в том числе «Баня» (1988; мужское отделение Сандуновских бань, Москва), «ИсKUNSTво: Москва—Берлин» (1988; Западный Берлин, ФРГ), «Between Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism» (1990-1991; Такома, Бостон, Де Муанес, США), «Выставка в Бутырской тюрьме» (1992; Бутырская тюрьма, Москва). Автор более 70 публикаций. Директор Института проблем современного искусства с 1991 г., член-корреспондент Российской Академии художеств, куратор российского павильона Венецианской биеннале (1999), с 2007 по 2016 гг. — комиссар Московской международной биеннале современного искусства.

Об архитекторах:

Ирина Корина (род. 1977, Москва)окончила РАТИ-ГИТИС (2000) по специальности «сценограф». Обучалась в Институте проблем современного искусства (ИПСИ) в Москве и Академии искусств в Вене. В качестве сценографа сотрудничала со многими театрами Москвы и России, с начала 2000-х работает в кино. В 2009 году Корина была одним из участников выставки в павильоне России на 53-й Венецианской биеннале. В 2017 ее инсталляция была представлена в основном проекте 57-й Венецианской биеннале. Ее последние персональные выставки прошли в фонде GRAD в Лондоне, Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке, Московском музее современного искусства, на фестивале Steirischer Herbst в Граце, Австрия.

Илья Вознесенский род. в Москве в 1970. В 1993 г. окончил МАРХИ. С 1993 г. — участник группы «Обледенение архитекторов».

Международный культурный фонд BREUS FOUNDATION: институция, миссией которой является поддержка и продвижение российского современного искусства в России и за рубежом. В состав Фонда входят: BREUS collection — значительное собрание российского современного искусства второй половины XX — первой половины XXI веков. В коллекции Фонда знаковые произведения Эрика Булатова, Бориса Орлова, Григория Брускина, Виталия Комара и Александра Меламида, Михаила Рогинского, Ивана Чуйкова, Виктора Пивоварова, Олега Васильева и многих других выдающихся русских художников. Собрание Фонда активно используется для различных выставочных проектов.

Издательская программа BREUS Publishing специализируется на издании монографий о современных российских художниках и книг по истории и теории современного российского искусства. Важной частью издательской программы является серия монографий «НОВЫЕ КЛАССИКИ», посвященная наиболее значимым российским художникам настоящего времени, которые уже сегодня могут быть названы «новыми классиками». В серии вышли книги: «Борис Орлов», «Эрик Булатов», «Михаил Рогинский», «Виктор Пивоваров». К выставке в ММОМА выходит монография «Комар и Меламид», готовится к изданию книга о творчестве Ильи и Эмилии Кабаковых.

Премия Кандинского — независимая российская премия в области современного искусства, учреждена в 2007 году. Миссия Премии — выявление новых интересных проектов, талантливых и перспективных художников, поддержка и развитие их творческого потенциала, укрепление позиций российского современного искусства в стране и за рубежом. Премия является одним из основных камертонов, определяющих тенденции развития художественного процесса в России, а также оказывает значительное влияние на его культурно-эстетическое содержание. В рамках сотрудничества ММОМА и Премии осенью 2019 года в ММОМА на Петровке пройдет выставка номинантов 12-й Премии Кандинского и церемония награждения победителей.

 

Официальный страховой партнер проекта
Официальный отель проекта
Официальное такси проекта

 

Стратегический медиапартнер
Профильный медиапартнер
Городское издание
Digital медиапартнер
Медиапартнеры
Издание MMOMA
 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1