ЙОКО ОНО. НЕБО ВСЕГДА ЯСНОЕ
Йоко Оно
Перформанс Йоко Оно “Отрежь”, 1964, концертный зал Carnegie Recital Hall, Нью-Йорк.
25 марта, 1965.
Режиссеры: Дэвид и Альберт Мэйслз
Photo by Minoru Niizuma ©Yoko Ono
Йоко Оно
Склеивание, 1966/2012
С выставки “Наши красивые дочери”
Vadehra Gallery, Нью-Дели, Индия
Photo: Anne Terada ©Yoko Ono
Йоко Оно
Игра на доверии, 1966/1997.
Инсталляция "En Trance", 23 июня - 27 июля, 1997.
Lonja del Pescado, Аликанте, Испания
Photo: Miguel Angel Valero Courtesy of Yoko Ono
Йоко Оно
“Мама красивая”
Мемориальная стена
Выставка Йоко Оно "Между небом и моей головой", 13 декабря, 2008 - 15 марта, 2009
Балтийский центр современного искусства
Гейтсхед, Англия
Photo by Karla Merrifield ©Yoko Ono
Йоко Оно
Склеивание
Инсталляция в Tate Modern
27 октября, 2019
Лондон, Англия
Photo credit: ©Tate, Image Matt Greenwood
Дата проведения: 15 октября 2019 — 24 ноября, 2019
Адрес: ММОМА, Петровка, 25

ВЗРОСЛЫЕ ЭКСКУРСИИ | ДЕТСКИЕ ЭКСКУРСИИ | ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА ЙОКО ОНО


Куратор: Гуннар Б. Кваран

Московский музей современного искусства представляет первый масштабный проект Йоко Оно в России, который включает в себя знаменитые текстовые «Инструкции», реэнэктменты классических перформансов художницы и ее видео-работы. Выставка предваряет юбилей Московского музея современного искусства и проходит в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория». Партнер проекта — Фонд Ruarts.

Йоко Оно — одна из важнейших фигур в концептуализме 1960-х, представитель международного движения Fluxus, чьи работы повлияли на развитие перформанса, хэппенинга и видео-арта. Одна из ключевых особенностей ее художественной практики последних нескольких десятков лет — особое отношение к зрителю, который зачастую становится соучастником создания произведения искусства. Проект в ММОМА ставит сразу несколько задач: рассказать публике о ключевых элементах, определяющих творческую жизнь Йоко и переосмыслить отношения художника и посетителя в пространстве музейной институции.

Творчество Йоко Оно сочетает в себе методы художественных течений 1960-х годов с их отказом от изобразительности в пользу выражения чистых концептов и поиска ответа на вопрос «что такое искусство?», так и традиции восточной философии, с присущими ему основами школы дзен-буддизма. Зритель выставки в ММОМА вместе с художником отвечает на вопрос о смысле искусства и его политической и социальной ангажированности, о возможных границах искусства, как и о своих собственных. Центральным элементом выставки «Небо всегда ясное» станут «Инструкции» Йоко Оно, впервые представленные публике в 1960-е: темы телесности, человеческой уязвимости, свободы действия, проистекающего из свободы выбора, особенно активны в этих работах. «Инструкции» представляют из себя эфемерные произведения, ограниченные текстовыми указаниями или принимающие форму объектов, которые приглашают зрителя совершить простые действия, обратив внимание на созерцательную красоту повседневного. «Инструкции» сравнивают с музыкальными партитурами и с хокку: кажется, что коллективное чтение зачастую невыполнимых «рецептов» художника способно изменить реальность с помощью совместных усилий всего человечества. Йоко Оно предлагает посетителям написать воспоминания о своих матерях (Mummy is beautiful / «Мама красивая», 1997), указать на карте место, куда должен прийти мир (Imagine peace map / «Карта воображаемого мира», 2003), дорисовать часть работы, начатой самой художницей (Add colour painting / «Картина, чтобы добавить цвет», 1966), сыграть в шахматы на доске, все поля которой — белые (Play it by trust / «Игра на доверии», 1966).

Проект «Небо всегда ясное» представит реэнэктменты классических перформансов Йоко Оно, ее видео-работы, а также работу Водное событие / Water Event (1971), воссозданную при участии российских современных художников: Ольги Кройтор, Ивана Новикова, Максима Спивакова, Анны Титовой, Стаса Шурипы, Светы Шуваевой. Частью выставки стал интерактивный проект, посвященный дискриминации и основанный на письме-обращении Оно, в котором она призывает женщин написать на родном языке откровенное признание о моральном, физическом или любом другом насилии и прислать фото своих глаз. Собранные тексты и фотографии будут редставлены в экспозиции в ММОМА; впервые проект был реализован совместно с Художественным музеем Рейкьявика в 2016 году. Принять участие в проекте можно, заполнив форму на сайте ММОМА. Сбор анкет полностью анонимный.

В рамках выставки пройдет паблик-ток с куратором выставки, директором Музея современного искусства Аструп-Фернли (Осло) Гуннаром Б.Квараном, обширная публичная программа для взрослых и детей, экскурсии для глухих и слабослышащих посетителей и экскурсии с незрячими гидами. Также к открытию московского проекта будет приурочен каталог.

Партнёром выставки стал Фонд содействия развитию современного искусства Ruarts, который уже много лет поддерживает значимые художественные проекты, близкие к концепции фонда. Также в рамках многолетнего стратегического партнёрства с Международным фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ, выставка вошла в программу фестиваля 2019 года, подчеркнув сложную форму подачи материала в выставочной практике. Репрезентация одного из ключевых художественных методов Йоко Оно — превращение зрителя в соавтора произведения — представит на выставке искусство перформанса наиболее полно и ярко.

Проект Йоко Оно продолжает программу музея по реализации персональных выставок зарубежных художников с мировым именем и поддержке взаимоотношений с международными культурными институциями и посольствами разных стран.

Йоко Оно (*1933, Токио) первая женщина в Японии, поступившая на философский факультет, изучала музыку и поэзию в Колледже Сары Лоуренс (Нью-Йорк). Первый муж Йоко — композитор Тоси Итиянаги, благодаря которому она знакомится с авангардными музыкантами Ла Монте Янгом и Джоном Кейджем. Жизнь Йоко неразрывно связана с музыкой: в детстве ее учила играть на скрипке тетка — русская скрипачка Анна Бубнова, все трое мужей Йоко были музыкантами, а с 1971 по 1989 год она оставляет художественную практику и занимается исключительно музыкой. В 1969-м вместе с Ленноном Йоко Оно создает группу The Plastic Ono Band.

Куратор выставки — Гуннар Б. Кваран (*1955, Рейкьявик), директор Музея современного искусства Аструп-Фернли (Осло), бывший директор Художественного музея Рейкьявика и Художественного музея Бергена (Норвегия), куратор Лионской биеннале современного искусства 2013 года и сокуратор 2-й Московской биеннале современного искусства 2007 года.

 

Выставка в рамках
Партнер проекта
Проект реализован при поддержке
Официальный отель проекта
Официальный сервис
Специальный медиа партнер музея
официальный телеканал проекта
стратегический партнер проекта
Медиа партнеры
Издание MMOMA
 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1