22 марта — 09 июня, 2019
22 мая — сентябрь, 2019
14 мая — 23 июня, 2019
27 апреля — 26 мая, 2019
24 апреля — 9 июня, 2019
16 апреля — 12 мая, 2019
3 апреля — 10 апреля 2019
2 апреля — 7 апреля 2019

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
TABAKMAN COLLECTION
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

 

при поддержке


JUMBO LOVE© ГЕНРИХ ХУДЯКОВ
Генрих Худяков. Флаг и я. 1985-2014. Холст, коллаж.
Генрих Худяков. Кроссовки. 1999-2003 Редимейд кроссовки, флюоресцентная краска.
Генрих Худяков. Рождество 84. 1984-94. Холст, коллаж.
Генрих Худяков. Пиджак №3. 1987-2008. Пиджак редимейд, ассамбляж, техника.
Генрих Худяков. Магазин Pearl. 1985-2014. Холст, коллаж.
Генрих Худяков на своем открытии в Nahamkin Gallery, 1992.
Генрих Худяков в своей студии, 2005.
Дата проведения: 22 марта — 19 мая, 2019
Адрес: ММОМА, ПЕТРОВКА, 25

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ


КУРАТОР: ВИТАЛИЙ ПАЦЮКОВ
ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ: КОНСТАНТИН ЛАРИН

Московский музей современного искусства совместно с Tabakman collection представляют первую в России персональную выставку Генриха Худякова (1930 — 2019) «Jumbo Love© Генрих Худяков». Ретроспектива наполнена разнообразными свидетельствами творчества художника: объектами, авторскими книгами, перформативными практиками, видеоинтервью, документами и фотографиями, созданными им в течение всей жизни. Выставка в ММОМА станет путешествием по маршруту, состоящему из художественных актов, произведений и событий, имеющих ключевое значение в судьбе Генриха Худякова.

Свои творческие эксперименты Генрих Худяков начал еще в СССР, когда в 1959 году, заканчивая филологический факультет Ленинградского университета, он стал теоретически осмыслять свои визуальные поиски в исследованиях словесности. Отрезанные от официальных каналов публикаций, его рукописные и напечатанные на машинке тексты существовали в самиздате за пределами советской печати как уникальные книги, в которых социальный запрет превращался в творческий акт.

В 1974 году художник эмигрирует из СССР в США, где работает в области визуальносмысловой культуры и экспериментальной поэзии, объединяя разные виды искусств. Атмосфера нью-йоркской художественной сцены 70-х годов, главную роль в которой определяли движения East Village, создала естественную почву для дальнейшей эволюции творчества Генриха Худякова. Соединившая в себе битников, перформансистов и рокеров, энергию Флуксуса, открывшая таких знаменитостей как Джефф Кунс, Кит Харинг и Мишель Баския, она стала невероятно близкой художнику.

Постепенно в технологии художника появились «найденные объекты» с улиц Нью-Йорка, которые он использовал при создании пиджаков, рубашек, галстуков, обуви, ставших образными «манифестами» его идеального мира. В работах Генриха Худякова бытовые вещи обретали новую поверхность, кожу, фактуру, созданную из бутылочных крышек, фольги, наклеек, стразов, коктейльных трубочек, губок и мягких игрушек, и превращались в драгоценные артефакты нашего времени, открывая новую подлинность и новое зрение.

Выставка демонстрирует историю жизни поэта и художника, соединяя в единое целое и одновременно снимая различия между такими явлениями, как перформанс и визуально-поэтическая речь, эксперимент и полнота традиции, поп-арт объект и свободная абстракция. Особое место в проекте занимают видеоинтервью и записи чтения Генрихом собственных стихов, в которых реализуется новая форма художественного высказывания — акустический перформанс. Парадоксальная речь Генриха рифмовалась с хриплым голосом Боба Дилана и с манифестами Аллена Гинзберга, призывавшего читать Шелли и Эмили Дикинсон.

Свобода формы, которая является основой мировидения художника, означает для Генриха Худякова, прежде всего, духовную свободу человека, открываемую в созданных им пластических формулах. Эти формулы, приближенные к языку пиктографии, и погруженные в пластический текст, перестают быть изображениями какого-то объекта — они сами становятся объектами, содержащими собственную энергию и собственную волю к творчеству. Сегодня эту поэтическую систему координат можно рассматривать как манифест, драматургию и итог парадоксальной жизни Генриха Худякова.

Специально к открытию проекта выпущен одноименный каталог на двух языках. Проект осуществлен при поддержке Emerging Arts Foundation.

О ХУДОЖНИКЕ

Генрих Худяков родился в Челябинске в 1930 году. Его отец работал на закрытом предприятии, мать преподавала литературу в школе. С ранних лет художник увлекался поэзией и писал стихи, а в 1959 году закончил филологический факультет Ленинградского государственного университета и вернулся в Москву. В 1960-62 годы он работал искусствоведом на Всесоюзной передвижной выставке плаката, жил в Средней Азии и в Закавказье. В 60-е годы Худяков самиздатом выпускал книги своих стихов «Кошки-Мишки», «Третий к Лишним», «Кацавейки», «Твари по Паре...», книгу стихов в японском стиле «Хайку». Параллельно изучал книги по теософии и антропософии, проявляя интерес к культуре гностиков. В 1974 году эмигрировал в США, где начал начал заниматься визуальным искусством. Генрих Худяков участвовал в выставках в Американском центре современного русского искусства (Contemporary Russian Art Center of America) Нортона Доджа (1982), «The Last Brain Storm» в Black and White Gallery, Бушвик, Нью Йорк (2015), «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов» (2017), Центр Помпиду, Париж. Hirschl & Adler Galleries представили Генриха Худякова на Outsider Art Fair в Париже (2015 и 2016). Его персональные выставки проходили в Fine Arts Museum в Лонг Айленде, Хемпстед, Нью Йорк (1989), Nakhamkin Gallery, Нью Йорк (1990), Tabakman Museum of Contemporary Russian Art, Хадсон, Нью Йорк (1996). Работы художника находятся в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и в коллекции Центра Помпиду, Париж.

Ушел из жизни 10 января 2019 года. Похоронен в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси.

О КУРАТОРЕ

Виталий Пацюков — искусствовед, куратор, автор теоретических исследований в области современной культуры. Сфера художественных и исследовательских интересов — визуальное искусство, рассматриваемое в контексте других дисциплин и в сопряжении с научными, языковыми и социальными практиками, а также проблемы взаимоотношений классического авангарда и современных актуальных художественных стратегий.

О TABAKMAN COLLECTION

Коллекция русского нон-конформистского искусства Tabakman Collection возникла в начале 90-х после приобретения Романом Табакманом части коллекции музея «Русского искусства в изгнании», основанного Александром Глезером в Монжероне в окрестностях Парижа. Впоследствии она была пополнена приобретением еще нескольких крупных собраний. В 1996-м году на базе коллекции был создан «Tabakman museum» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк. Сотрудничество Генриха Худякова с Романом Табакманом началось еще в середине 1990-х годов. Основанный Романом Табакманом и его женой Мариной Длуги-Табакман фонд «Emerging Arts Foundation» не только занимался выставочными проектами и принял участие в судьбе художника, но и сохранил его уникальное творческое наследие, представленное на выставке в ММОМА.

 

городское издание
digital медиапартнер
медиапартнер
 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1