200 ударов в минуту
Пишущая машинка и сознание XX века
Машина пишущая с японским шрифтом “TOSHIBA“, модель 1400 FL
1940-1960 гг.
Япония
Собственность: Политехнический музей
Машина пишущая "SMITH PREMIER" (Смит премьер) мод. 5
1900-1908 гг.
CША, г. Сиракузы
Собственность: Политехнический музей
Илья Кабаков.
Без названия. АР/IV-XXXVII. Отпечатано немецким издателем Domberger, Finderstadt в 1990 году для музеев европейского искусства.
Бумага, шелкография. 65 х 75
Олег Васильев.
Из стихов Всеволода Некрасова. 1978
Бумага, литография 76х54; 75 х 52 (в свету)
Фотография монохромная тонированная.
Толстой Алексей Николаевич за письменным столом с пишущей машинкой. Портрет. По пояс, 3/4 влево, сидит.
Москва. 1942 - 1943. Фотобумага глянцевая. Фотопечать. 25,0х18,0 см
Фотография черно-белая.
Кассиль Лев Абрамович перед микрофоном.
Портрет. По пояс, 3/4 вправо, сидит. 1957.
Фотобумага полуматовая. Фотопечать. 13,7х18,0 см
Автор фотографии Плотников Валерий, Петербуржский Ф. Фотография черно-белая.
Аксенов В.П. в кабинете.
Портрет по пояс, 3/4 влево, корпус прямо, сидит.
Санкт-Петербург. 1990, апрель, 23. На обороте штамп фотографа. Фотобумага глянцевая. Фотопечать. 30,0х24,2 см
Дата проведения: 16 декабря, 2015 — 13 марта, 2016
Адрес: Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25

Куратор и автор идеи: Анна Наринская
Архитектура: Кирилл Асс, Надя Корбут
Графический дизайн: Игорь Гурович

Политехнический музей, Московский музей современного искусства и Литературный музей представляют выставку «200 ударов в минуту», посвященную пишущей машинке — как объекту и как главному техническому инструменту создания литературного текста в XX веке.

Мультимедийный проект «200 ударов в минуту» представляет собой культурологическое исследование, задачей которого является попытка определить значение пишущей машинки для русской литературы и искусства в частности и для истории России прошлого столетия в целом. В соответствии с концепцией, предложенной автором идеи и куратором Анной Наринской, выставка впервые в России объединяет архивные изыскания и современное искусство, приглашая зрителя рассмотреть культурный феномен пишущей машинки как с точки зрения современников машинописи, так и глазами современных художников. Архивные материалы соотносятся с нашим временем, в результате не только зритель взаимодействует с пишущей машинкой, но и пишущая машинка взаимодействует со зрителем.

В состав выставки вошли печатные машинки из коллекции Политехнического музея, подлинная машинопись из Литературного музея и художественные произведения из фондов Московского музея современного искусства. Также зрителю будут представлены экспонаты из более чем 20 государственных и частных собраний, среди которых машинки Л. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына и других классиков русской литературы. Помимо этого будут показаны специально созданные для проекта аудио- и видеоинсталляции современных авторов — Бориса Хлебникова, Хаима Сокола, Алексея Айги и других.

Рядом — экспонаты, предоставленные Международным Мемориалом, материальные свидетельства многолетней борьбы советского государства с независимым творчеством — классические произведения самиздата. Среди них перепечатанный на машинке «Один день Ивана Денисовича», стихи из журнала «Синтаксис» с пометкой «изъято при обыске», записанный Натальей Горбаневской «Реквием» Ахматовой, пишущие машинки Надежды Мандельштам и Феликса Светова, арестованного на заре перестройки.

Экспозиция разделена на тематические блоки: машинка рассматривается как предмет дизайна, инструмент создания литературных и художественных произведений, литературный персонаж, художественный объект и объект концептуального осмысления в произведениях современного искусства. В свою очередь, машинопись представлена как простой носитель информации, объект культа, преследований и художественное средство. Такой подход позволяет продемонстрировать важнейшие аспекты бытования пишущей машинки в России двадцатого века во взаимосвязи с творчеством писателей, политической ситуацией и развитием современного искусства.

К выставке приурочен специальный проект MMOMA «Одно внутри другого», который в некотором смысле продолжает тему, открытую в «200 ударов в минуту», переводя ее в плоскость художественно-теоретических размышлений о технологии в искусстве, и переносит зрителя в современный контекст господства цифровых медиа. В рамках проектов будет организована единая масштабная образовательная программа, лекции, круглые столы и мастер-классы, а также будет издан каталог.

Организаторы выставки выражают благодарность за подготовку и осуществление проекта Международному обществу «Мемориал», Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке, Дому русского зарубежья им. Александра Солженицына, Государственному мемориальному и природному заповеднику «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственному музею Л. Н. Толстого, Санкт-Петербургскому государственному литературному музею «ХХ век», Государственному музею им. М. А. Булгакова, Сахаровскому центру, Государственному музею В. В. Маяковского, Музею А. М. Горького Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Российскому еврейскому мемориалу на Поклонной горе, Музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге, Литературному музею Института русской литературы, РАН, Музею В. В. Набокова Санкт-Петербургского государственного университета, Государственному музею К. А. Федина в Саратове, Дому-музею Леонида Андреева в Орле, Государственному музею-заповеднику им. М. А. Шолохова, Московскому литературному музею-центру К. Г. Паустовского, Галерее XL.

Выставка «200 ударов в минуту» продолжает серию совместных проектов ММОМА и компании Samsung. Посетители Музея смогут создать уникальную эмоциональную карту, основываясь на своих впечатлениях о выставке благодаря приложению The Art of Feeling.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Партнеры

Официальный партнер MMOMA

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты