«Самая счастливая осень»
Проект к 30-летию Музея Вадима Сидура
Михаил Максимов. Памятник погребенным. 2019. Эскиз
Владислав Ефимов. Эпюры. 2019. Эскиз
Вадим Сидур в своей мастерской со скульптурами из цикла “ГРОБ-Арт”.
Фото Эдуарда Гладкова
Посещение Музея Вадима Сидура воспитанниками Загорского интерната в 1989 г.
Кадр из архивного видео. Оператор Георгий Геннис
Вадим Сидур. Надгробие на могиле Ильи Зверева.
Кадр из архивного видео. Оператор Георгий Геннис
Дата проведения: 15 ноября, 2019 — 19 января, 2020
Адрес: Музей Вадима Сидура, Новогиреевская 37А

Куратор: Ярослав Алешин

Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют выставочный проект «Самая счастливая осень», приуроченный к 30-летию музея знаменитого скульптора. Отправной точкой истории музея принято считать первую на родине ретроспективу Вадима Сидура, открытие которой состоялось уже после смерти художника — в сентябре 1987 года — в выставочном зале района Перовский. За недолгие семь недель до закрытия, выставку посетило около 15 тысяч человек.

В 1989 году благодаря большому общественному резонансу, усилиям близких и друзей художника и при поддержке руководства и жителей района Перовский, по адресу ул. Новогиреевская, 37А открылся Музей Вадима Сидура, ставший одним из первых официальных центров современной художественной культуры в нашей стране. Непосредственным инициатором его открытия и первым директором стал сын скульптора — искусствовед Михаил Сидур, а главным хранителем и куратором культурных программ — его супруга Галина Сидур.

Сразу после открытия музей обрел статус культового места, притягивая самых заметных представителей художественной и литературной сцены конца 80-х годов. На «Вечерах в Музее Сидура» в разные годы выступали Юнна Мориц, Андрей Вознесенский, Генрих Сапгир, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов и многие другие. В музее также была развернута активная издательская деятельность: почти каждый «Вечер» сопровождался публикацией небольшого авторского сборника.

С момента включения музея в 2011 году в состав МВО «Манеж», он позиционирует себя не только как место хранения и репрезентации наследия художника, но и в качестве пространства для обсуждения и реализации актуальной культурной повестки, в контексте которой это наследие и опыт прожитых музеем десятилетий способны вновь раскрывать свой художественный и социальный смысл. В 2014 году, спустя два года после реконструкции, к девяностой годовщине со дня рождения Вадима Сидура, обновленный музей открылся для посетителей. Сегодня Музей Вадима Сидура, в 2018 году вошедший в состав Московского музея современного искусства, продолжает свою миссию, активно работая с новыми экспозиционными форматами, привлекая локальную аудиторию и профессиональное сообщество.

Название юбилейной выставки «Самая счастливая осень» адресует к единственному сборнику стихов Сидура, над которым он работал до самой смерти и который был выпущен музеем вскоре после открытия в 1990 году.

В центре внимания юбилейной выставки — жанр надгробия. Для Сидура, фактически лишенного властями возможности публичной демонстрации творчества на родине, он стал не только способом материального выживания, но и одной из главных форм взаимодействия с публичным пространством, общения с внешним миром. Куратор выставки, Ярослав Алешин, предлагает проследить за невидимыми и неочевидными, на первый взгляд, линиями, которые через мемориальное наследие Сидура соединяют творчество автора с судьбами художников, писателей и представителей научной интеллигенции из его окружения, а также — связывают прошлое и настоящее самого музея, который, по сути, является мемориалом скульптора и местом, в котором происходят события, призванные увековечить его наследие и память о нем.

Музей представляется сложноорганизованным многомерным пространством, время в котором течет нелинейно, а случайные, на первый взгляд, совпадения по-новому связывают длинные цепочки фактов и сюжетов. Каждый из участников выставки предложил свою точку входа (или выхода) в это пространство и свое направление следования в системе его смысловых и фактологических координат. В состав творческой группы проекта вошли: художники Юрий Пальмин, Владислав Ефимов, Михаил Максимов, композитор Владимир Горлинский, историк и музеолог Анна Котомина.

Важным дополнением основной экспозиции станут историко-биографические материалы и документы, отражающие хронику жизни скульптора и развития музея на протяжении 30-ти лет.

Опираясь на корпус архивных документов, произведения из коллекции музея и специально созданные авторские работы, юбилейный проект не только предлагает определенный ракурс восприятия наследия скульптора и интересовавших его вопросов, но и представляет собой размышление о сущности музея как общественного института, а также — о логике его материального существования, связывающего или разъединяющего людей.

Участники выставки:

Юрий Пальмин — художник, фотограф архитектуры. Сотрудничает с современными архитекторами и профессиональной прессой в России и за рубежом. Автор иллюстраций к книгам о современной и исторической российской архитектуре. Преподает в Британской Высшей Школе Дизайна в Москве. Ведет специальные курсы и воркшопы в Институте Стрелка и МАРШ. Соучредитель Института модернизма (Москва, 2014). Работы находятся в собраниях Государственного музея архитектуры, ГМИИ им. А.С. Пушкина, МАММ и частных коллекциях.

Анна Котомина — исследователь, преподаватель, куратор. Программный директор ежегодной конференции Политехнического музея «История науки и техники. Музейное дело», старший научный сотрудник Политехнического музея. Автор публикаций по социальной и культурной истории медиа, истории науки.

Михаил Максимов, художник, независимый видео-режиссер. Занимается цифровой баллистикой, конструированием структур разнообразных материалов, моделированием отходов производства. Выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Участник выставок и кинофестивалей, в том числе в рамках III , IV и V Московской Биеннале Современного Искусства, победитель фестиваля ультракороткого фильма (ESF) – 2012, выставка Burning News, Лондон, Великобритания, Hayward Gallery, 2014, MANIFESTA-10, 2014; ММКФ – 2013, 2014, победитель Международного Канского Видеофестиваля – 2013, 2014, 2015, победитель кинофестиваля «Дух Огня» – 2018, «Экстракция человечности», ЦТИ «Фабрика», персональная выставка –2018. Участник 71-го кинофестиваля в г. Локарно (Швейцария) — 2018, участник 35-го кинофестиваля короткометражных фильмов в г. Гамбурге (Германия) — 2019. Работы находятся в ГЦСИ, МАММ, и частных коллекциях.

Владислав Ефимов — художник, куратор, фотограф. Лауреат премии «Инновация» в области современного искусства, дважды лауреат архитектурной премии «Золотое сечение». Работы Владислава Ефимова находятся в собраниях: Государственного Русского Музея (С. Петербург), Центра Помпиду (Париж), Московского музея современного искусства (Москва), Государственного Центра Современного Искусства (Москва), n.b.k. (Берлин), Музея Москвы.

Владимир Горлинский — композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых инсталляций. Сочинения Владимира Горлинского исполнялись в рамках международных фестивалей и проектов, в том числе 54-й Венецианской биеннале (Италия), Авиньонского фестиваля (Франция) 2014 года, международной недели музыки Gaudeamus (Нидерланды) и многих других.

 

Медиа партнеры

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1