22 марта — 09 июня, 2019
24 апреля — 9 июня, 2019
16 апреля — 12 мая, 2019
3 апреля — 10 апреля 2019
2 апреля — 7 апреля 2019
27 марта — 21 апреля, 2019
22 марта — 19 мая, 2019
22 марта — 21 апреля, 2019
ЯАН ТООМИК «В МОЕМ КОНЦЕ — МОЕ НАЧАЛО. В МОЕМ НАЧАЛЕ — МОЙ КОНЕЦ»
Причастие
12 мин., 35-мм кинопленка
Чайки
2001, 1:47 мин., видеоинсталляция
Дерево
2015 г.
Водопад
1.45 мин, DVD, 2005 г.
Неизвестный солдат
Акрил на холсте 190х140 см, 2014
Дата проведения: 13 февраля - 24 марта 2019
Адрес: ММОМА, Гоголевский, 10

 

18+

Московский музей современного искусства представляет масштабный персональный проект эстонского художника Яана Тоомика «В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец», куратором которого выступает Виктор Мизиано. Название выставки отсылает к рондо французского поэта и композитора XIV века Гийома де Машо (Guillaume de Machaut), которое основано на повторении всей музыки — нота за нотой — в обратном порядке. Тоомик является героем многих своих произведений и при этом наиболее устойчивой формой внутренней организации его работ оказывается мотив повтора. Идея цикличности жизни и сопряженности жизни и смерти — ключевые темы в искусстве Тоомика.

Проект в ММОМА на Гоголевском 10 представит живопись, скульптуры, короткометражные фильмы и видеоработы, созданные в течение последних 20 лет. Тоомик — наиболее известный на международной арт-сцене эстонский художник. Он одновременно живописец, создатель концептуальных инсталляций, видеохудожник, режиссер короткометражных фильмов, перформансист. По словам куратора, именно поэтому произведения выставки сгруппированы не в хронологическом порядке, а выстроены особым инсталляционным образом, в контрасте и в диалоге друг с другом, раскрывая, таким образом, как некоторые темы и мотивы воплощаются у Тоомика в разных художественных форматах — в видео, перформансе, живописи и скульптуре.

Выставку открывает видеоработа «Чайки» (2004), созданная в сотрудничестве с музыкантом-экспериментатором Райнером Янсисом, которая апеллирует к ощущениям, охватывающим человека во время кошмарного сна: страху, беспомощности, физической скованности и в тоже время отчаянному порыву к коммуникации. Именно поэтому эта работа, уже принимавшая в 2011 году участие в в проекте «Невозможное сообщество» (ММОМА), и открывает выставку. Ведь для Тоомика она — еще один «отчаянный порыв к коммуникации».

Многие видеоработы Тоомика — документация его акций и перформансов, которые собственно и были задуманы не столько как сценическое действие, а как предмет для видео документации. Часто они носят личный характер как, например, в одной из самых известных видеоработ «Танцуя с отцом» (2003), где художник танцует на могиле своего рано ушедшего из жизни отца под Джими Хендрикса, стремясь, по словам автора, «преодолев внутренние табу, через танец установить с ним контакт». Поиск коммуникации — один из ведущих мотивов творчества Яана Тоомика. Так, в своей знаковой видеоработе «Отец и сын» (1998 г.), художник обнаженным медитативно ездит на коньках по бескрайнему ледяному полю под аккомпанемент религиозного песнопения в исполнении собственного сына. Образ наготы человека и наготы мира представляет нам бытие в его чистых, универсальных формах. Так, вновь задействуя в своей работе личное, Тоомик переводит его в регистр онтологический.

Важная для художника тема травм — причем не столько коллективных, сколько личных — соседствует у Тоомика со своеобразными освобождающими «ритуалами» и порой доведенными до крайности экспериментами с собственным телом. Проблематике травмы и памяти посвящен и короткометражный игровой фильм художника «Олег» (2010), основанный на реальных событиях из жизни художника. В фильме рассказывается история о неугасающем чувстве вины главного героя, который в 1982 году, будучи рядовым советской армии, узнал о решении своего сослуживца застрелиться, но ничего не сделал, чтобы его остановить. Спустя двадцать пять лет герой приезжает на место службы, отыскивает могилу товарища и разбивает возле нее палатку. Что он будет делать у этой могилы, мы никогда не узнаем.

Выставка «В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец» предоставляет зрителю редкую возможность проследить все этапы творчества Яана Тоомика: от увлечения неоэкспрессионизмом и пост-концептуальной инсталляцией до перформанса и видео-арта, а также наглядно ознакомиться с ключевыми для художника темами жизни и смерти, реальности и сновидений.

О художнике:

Яан Тоомик — всемирно известный видео-художник, живописец и режиссер, часто описываемый как самый яркий представитель Эстонии на международной художественной сцене. Персональные и групповые выставки Тоомика проходили на таких институционально значимых площадках, как Национальный Центр Жоржа Помпиду (Париж, 2012), MUMOK (Вена, 2009), Национальная галерея Jeu de Paume (Париж, 2000), музей Hamburger Bahnhof (Берлин, 1999 — 2000), 22-я международная биеннале в Сан-Паулу (1994), Manifesta 1 (1995), 47-я и 50-я Венецианская биеннале современного искусства (1997, 2003), 4-я Берлинская биеннале современного искусства (2006) и другие. С 2000-го года Яан Тоомик преподает в Эстонской академии художеств на кафедре междисциплинарных искусств и заведует отделом живописи.

О кураторе:

Виктор Мизиано — теоретик современного искусства, куратор, дважды бывший ответственным за российский павильон на Венецианской биеннале (1995, 2003), основатель и главный редактор «Художественного журнала», «Manifesta Journal: Journal of Contemporary Curatorship». Сотрудничает со многими художественными изданиями, читал лекции в таких университетах, как Royal College of Fine Art (Лондон) и School of Visual Arts (Нью-Йорк), ведет активную кураторскую деятельность.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1