ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия
Портрет молодого человека, 1984. Бумага, гуашь, 50 × 65 см
Из цикла Автопортреты, 1999. Цветная бумага, пастель, карандаш, 60 × 80 см
Жизнь проходит мимо, 2007. Холст, масло, коллаж, 50 × 150 см
Из цикла Женщина у моря. Посвящение Пьеро делла Франческе, III. 1999. Холст, масло, пастель, коллаж, 103 × 84,5 см
В пустом городе. Холст, масло, коллаж, 120 × 200 см
Дата проведения: 02 марта — 29 апреля, 2018
Адрес: ММОМА, Гоголевский бульвар, 10

 


ЭКСКУРСИИ ПО ВЫСТАВКЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ | КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ | РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ММОМА


 

Кураторы: Людмила Андреева, Ольга Турчина, Владимир Прохоров
Архитектура: Алексей Подкидышев

Московский музей современного искусства представляет выставку «Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия», специально подготовленную к 80-летию со дня рождения Владимира Янкилевского, до которого, к сожалению, мастеру не суждено было дожить. В экспозицию вошло более 200 работ автора из российских и зарубежных государственных и частных коллекций, а также из собрания семьи художника. Многие произведения зритель увидит впервые. Живопись и графика разных лет, триптихи, альбомы, так называемые «автоматические рисунки», а также сопроводительные тексты кураторов — все вместе поможет расшифровать концептуальный код Владимира Янкилевского как наиболее яркого представителя отечественного нонконформизма. Художник с большим воодушевлением принимал участие в подготовке проекта, ставший в некоторой степени его последним масштабным произведением.

Название выставки — «Непостижимость бытия» — отражает центральную тему творчества Янкилевского — поиск экзистенциальной основы мира и одновременно — невозможность постижения этой тайны до конца. Одиночество человека в пространстве Вселенной, вопросы внутренней и внешней свободы, диалектика мужского и женского — эти проблемы художник начал поднимать в своих самых ранних работах еще в 1950-х. Занимавшие его темы шли вразрез с набором официозных клише, равно как и естественные на этом фоне эксперименты с пластикой и колоритом. Синтезом его поисков в области формы и содержания стала концепция триптиха: она выражала столкновение диаметральных тем. Однако само противопоставление интерпретируются им не буквально. Янкилевский считал, что художник должен не изображать натуру, а показывать свое отношение к ней: с одной стороны, смотреть на нее отстраненно, с другой — идентифицировать себя с ней, пытаться изнутри выразить ее состояние. Таким образом, произведение будет нести в себе стереоскопический образ натуры — зашифрованный, неочевидный. Этот принцип лег в основу и самой выставки.

Проект в ММОМА включает в себя шесть тематических разделов и начинается с самых ранних работ автора — камерных фигуративных этюдов конца 1950-х, живописи и пастелей. Здесь можно увидеть важный для этого периода «Мужской портрет» (1957), написанный молодым художником на этапе изучения им творчества Пикассо. Цикл портретов в профиль, драматургия взаимоотношений мужского и женского начал и первые сложносоставные произведения «Маленький триптих» (1963), «Исход» (1963), «Триптиху № 5 «Адам и Ева» (1965) включены в сердцевину проекта — разделы «Пространство переживаний» и «Анатомия чувств».

Раздел «Мутанты» демонстрирует остроту содержания и техники исполнения. Офортные листы из циклов 1970-х годов «Город-маски» и «Мутанты» («Содом и Гоморра»), созданные под влиянием событий периода Оттепели, неявно критикуют режим, рисуя образ мегаполиса, населенного антропоморфными чудовищами. Если «мутанты» повествуют скорее о внешней социально-политической действительности, то «Иллюзия свободы» раскрывает тему внутренних рамок и возможности выхода за их пределы.
Экспозицию завершает зал «Творческая лаборатория» представляющий рабочие эскизы к циклам, графические альбомы, наброски и «автоматические рисунки». Последние населены загадочными сущностями и «космическими объектами», невольно созданными мастером в процессе раздумий. Они формируют отдельный таинственный мир художника, который впервые приоткрыт для широкой аудитории.

Выставка «Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия» стала продолжением программы ММОМА по исследованию творчества крупных имен среди российских художников и является первой в России масштабной экспозицией мастера за последнее десятилетие. Специально к открытию проекта выпущен одноименный каталог на двух языках.

Проект проходит при генерельной поддержки фонда AVC Charity и в партнерстве с компанией «НОВАТЭК».

О художнике:

Владимир Янкилевский родился в Москве в 1938 году. Первые уроки живописи получил у отца — художника Бориса Янкилевского. В 1956 году окончил Московскую среднюю школу при Институте им. В.И. Сурикова, а в 1962 — Полиграфический институт.

Сотрудничал как художник-дизайнер с рядом издательств Москвы: «Гослитиздат», «Знание», «Искусство», «Мир», «Наука», «Книга», «НЛО». Входил в так называемый «круг художников Сретенского бульвара».

Произведения Владимира Янкилевского были показаны на 40 персональных и более чем 170 групповых выставках, в том числе на выставке RUSSIA! в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Его работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Государственного Русского Музея, Центра Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Художественного музея Циммерли (Нью Джерси, США) и других ведущих музеях и известных частных собраниях в России и за рубежом.

Ушел из жизни 4 января 2018 года.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

Информационные партнеры

Стратегический партнер проекта
Медиапартнеры




Издание MMOMA
 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг