15 СЕНТЯБРЯ — 16 ОКТЯБРЯ, 2016
6 сентября – 16 октября, 2016
1 сентября — 2 октября, 2016
8 сентября — 13 ноября, 2016
27 августа — 30 октября, 2016
21 июня — 26 августа, 2016
25 августа — 16 октября, 2016
3 июня — 18 сентября, 2016
Владимир Немухин. Грани формализма
Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция
Владимир Немухин. Весна в городе. 1958. Холст, масло. 80х120. Коллекция А.Лахмана
Владимир Немухин. 1+1. 1997. Акрил, пенокартон. 80x60. Частное собрание
Владимир Немухин. Посвящение Владимиру Вейсбергу. 1988. Металл, эмаль. 35х32х32. ММОМА
Лидия Мастеркова. Композиция. 1970. Холст, масло. 107,5х98,5. Коллекция Ирины Столяровой, Лондон
Владимир Немухин. Бубновая девятка. 1964-1965. Холст, масло. 100х80. Собрание Евгения Нутовича, Москва
Владимир Немухин. Красное и черное. Триптих. 2001. Холст,акрил. 100х100 (центр. часть). Фонд AVC Charity, Москва
Лидия Мастеркова. Абстрактная композиция. 1963. Холст, масло. 50х40. Tsukanov Family Foundation, Лондон
Дата проведения: 15 апреля – 31 мая 2015
Адрес: ММОМА, Гоголевский бул., 10

Куратор: Андрей Ерофеев
Архитектура: Сергей Ситар

Московский музей современного искусства совместно с Tsukanov Family Foundation и Фондом AVC Charity представляет первую в России масштабную ретроспективу одного из важнейших представителей нонконфоризма Владимира Немухина. В экспозиции будут представлены работы из таких музеев и фондов, как ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственная Третьяковская галерея, Tsukanov Family Foundation, Фонд AVC Charity, Фонд культуры «Екатерина», а также частных собраний России и Европы.

В период культурной гегемонии соцреализма, художники-абстракционисты противопоставляли себя обществу, его идеологии и шли на открытый конфликт с властями. Радикальный художественный язык Владимира Немухина (р. 1925) был близок западноевропейскому искусству того времени, за что он был отчислен из Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Однако, несмотря на официальные запреты его искусство вызывало большой интерес у нового поколения любителей искусства, появившегося в условиях «оттепели».

Экспозиция построена в соответствии с предложенными куратором тематическими и формальными разделами. Более сотни живописных и скульптурных работ позволят проследить творческое развитие художника с 1950-х годов по сегодняшний день. Ряд работ, в том числе две монументальные скульптуры, созданные специально для выставки, будут впервые представлены публике. Несколько залов будут посвящены «советскому периоду» творчества Лидии Мастерковой (1927–2008), которая на протяжении более десяти лет являлась подругой Немухина в жизни и творчестве.

Первое знакомство Немухина с абстракцией произошло благодаря художнику Петру Соколову, ставшему его первым учителем. Соколов не только открыл ему принципы кубизма, импрессионизма и футуризма, но и повлиял на становление живописной техники молодого художника. Творческий метод Немухина, для которого столь характерно состояние постоянного поиска, прошел за последние полвека весь путь современного абстрактного искусства: от лирической до геометрической абстракции.

В «Художественной школе на Чудовке» Немухин встретился с давней знакомой, художницей Лидией Мастерковой, которая в 1954 году стала его гражданской женой. Родители Лидии отвели паре отделенную перегородкой треть комнаты, где художники в тесном диалоге развивали свое индивидуальное видение абстрактного искусства. В 1968 году Немухин и Мастеркова расстались, но взаимное влияние, которое они оказывали на формирование индивидуального художественного стиля друг друга до сих пор является одним из ярчайших примеров творческого союза в русском искусстве

В 1956 году Владимир Немухин познакомился с Оскаром Рабиным и примкнул к неформальному объединению «Лианозовская группа», где произошла его встреча с другими представителями советской андеграундной художественной сцены, участники которой в 1974 году организовали знаменитую «Бульдозерную выставку».

Владимир Немухин всю сознательную жизнь живет в Москве. Впечатления от города повлияли на живописный стиль художника, привнеся в него угловатость, асимметричность и многослойность. В результате длительного творческого поиска художник нашел еще один мотив, вновь и вновь возникающий в его произведениях на протяжении десятилетий – игральную карту. Колода становится символом таинственной и мистической неизвестности, неопределенности будущего. Едва заметная под слоем краски, занимающая центральное место в композиции игральная карта с ее формальными свойствами и глубоким символизмом  стала одной из центральных тем в творчестве Немухина.

О кураторе
Андрей Ерофеев – кандидат искусствоведения, куратор выставок и автор статей по современному искусству. В 1989 г. создал и по 2002 г. курировал  сектор новейших течений в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». В 2002 г. организовал и по 2008 год курировал отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Создатель основной коллекции советского нон-конформистского и современного российского  искусства  в ГТГ. Член экспертного совета «Премии Кандинского» (Москва)  и совета экспертов при дирекции центра современного искусства «Палэ де Токио» (Париж). Кавалер французского ордена «рыцарь искусств и  литературы». Ныне – свободный куратор и художественный критик. Проживает в Москве.

О Tsukanov Family Foundation
Цуканов Фэмили Фаундейшн (Лондон)  занимается поддержкой российских и связанных с Россией международных проектов в области культуры, искусства и образования.

Фонд много лет сотрудничает с Международным Благотворительным Фондом Владмира Спивакова, Государственной Третьяковской галереей, Школой искусства Йельского университета (США), Школой искусства Голдсмит (Великобритания), Тейт Модерн (Великобритания), Королевской            оперой и Лондонским филармоническим оркестром. Предоставляет стипендии наиболее талантливым детям в ряде ведущих британских школ. Особое место в деятельности Фонда занимают проекты продвижения советского послевоенного искусства. За последние два года Фонд организовал две крупнейшие международные выставки в арт-центре Саатчи Галери (Лондон) – «Из подо-льда: Московское искусство 1960-80х годов (2013) и «Пост-поп: встреча Востока и Запада» (2015).

О AVC Charity foundation
Благотворительный фонд поддержки и реализации программ в сфере культуры AVC Charity, основанный в 2008 году российским ученым, предпринимателем и коллекционером Андреем Чеглаковым, обеспечивает финансовую поддержку разнообразных программ, создает и реализует свои собственные проекты в музыкальной, выставочной и издательской сферах.

На протяжении многих лет Фонд организует фестиваль классической музыки в городе Анси (Франция), является спонсором фестиваля «Волшебное озеро – Дни русской музыки в Люцерне» (Швейцария), музыкального лагеря фестиваля в Вербье (Швейцария), детского фестиваля искусств «Январские вечера» (Россия). В рамках выставочной деятельности Фонд сотрудничает с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным Эрмитажем. Среди важных проектов Фонда – организация и проведение выставки «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» (2012), исследование жизни и творчества художника Григория Пожидаева, издание уникальных книг с его иллюстрациями.

 


Генеральный медиапартнер


Стратегический медиапартнер


Медиапартнеры

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты