15 СЕНТЯБРЯ — 16 ОКТЯБРЯ, 2016
6 сентября – 16 октября, 2016
1 сентября — 2 октября, 2016
8 сентября — 13 ноября, 2016
27 августа — 30 октября, 2016
21 июня — 26 августа, 2016
25 августа — 16 октября, 2016
3 июня — 18 сентября, 2016

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Музей современности Хамбургер Банхоф — Национальная галерея, Берлин
Государственные музеи Берлина
МИД Германии
Гете–Институт в Москве
Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской Внешнеторговой палаты
Московский музей современного искусства

Йозеф Бойс
Призыв к альтернативе

Йозеф Бойс
«Конец ХХ века», 1983
Архив изображений Фонда Прусского культурного наследия/ Музей современности Хамбургер Банхоф — Национальная галерея, Берлин
Государственные музеи Берлина Собрание Э. Маркса /Томаса Брунса ©VG Bild-Kunst, РАО, 2012

Йозеф Бойс
«Солнечное затмение и корона», 1978
Монтаж; 2 листа (сверху: фотография гравюры с Ницше, автор Ханс Ольде; внизу: фотография помещения после «Хрустальной ночи»), масло
папка Клеве, 1950-1961,1981
Собрание
Р. Шлегеля. ©VG Bild-Kunst, РАО, 2012

Йозеф Бойс, 1969, Акция «Ифигения/Титус Андроникус». Фото: Архив изображений Фонда Прусского культурного наследия / Абизаг Тюльман © 2012 VG-Bild-Kunst Bonn / Estate Joseph Beuys. ©VG Bild-Kunst, РАО, 2012
Йозеф Бойс, Акция «Я люблю Америку, и Америка любит меня», Галерея Рене Блока, Нью-Йорк, 23-25 мая 1974. Фото: Каролине Тисдаль. ©VG Bild-Kunst, РАО, 2012
Дата проведения: 12 сентября — 14 ноября
Адрес: Государственный музей современного искусства Российской академии художеств, Гоголевский бульвар, 10


Выставка организована в рамках Года Германии в России 2012/13


Генеральный партнер проекта

 

-------------------------------------------------------------------------

Курс лекций в рамках выставки «Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе»

-------------------------------------------------------------------------

Куратор: Ойген Блуме

Выставка «Призыв к альтернативе» Йозефа Бойса (1921-1986) — одно из центральных событий Культурного года Германии в России 2012/13. Впервые в России творчество крупнейшего немецкого художника ХХ века будет представлено в столь полном объеме. Куратор выставки — Ойген Блуме, крупнейший специалист по творчеству Йозефа Бойса, директор Музея современности Хамбургер Банхоф — Национальная галерея, Берлин, где находится значительное собрание работ художника. Выставка организована музеем совместно с Гете–Институтом в Москве в сотрудничестве с Национальной галереей и объединением Государственные музеи Берлина. В экспозиции будут представлены работы из коллекции Д-ра Эриха Маркса, составляющей часть экспозиции Бойса музея Хамбургер Банхоф, экспонаты из коллекции Райнхарда Шлегеля (Берлин), собрание Института связей с зарубежными странами, Штутгарт (ifa) и Фонда Музея Шлосс Мойланд (коллекция ван дер Гринтен, Архив Йозефа Бойса) земли Северный Рейн-Вестфалия, Медиаархив Йозефа Бойса в Музее Хамбургер Банхоф.

По мнению куратора, все творчество Йозефа Бойса можно воспринимать как неизменный и всеохватывающий призыв к альтернативе. Цель выставки — по возможности наиболее полно передать универсальное миропонимание Бойса на материале важнейших произведений художника. Название «Призыв к альтернативе» — отсылка к одноименному манифесту Бойса, обобщению его общественно-политических воззрений, опубликованном в 1978 году в газете «Франкфурктер Рундшау».

Впервые об альтернативе Бойс заговорил в 1950-е годы, когда возник замысел проекта «Человек Запада» — экспериментальной разработки модели реальности средствами искусства. В «Человеке Запада» Бойс сделал конкретные выводы относительно зародившихся в Германии в период Второй мировой войны (в которой сам Бойс участвовал как солдат) разрушительных тенденций общественного развития.

Условием появления подлинной альтернативы существующей действительности для Йозефа Бойса было расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. Бойс говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек — художник». Наделенные внутренним творческим потенциалом, люди могут строить новые социальные системы и преобразовать мир посредством художественной практики, то есть становиться творцами «социальной скульптуры». Конкретные формы нового общества были бы определены на постоянно действующем собрании с участием всех его членов. В этом смысле Бойс придерживался принципа «прямой демократии через народное голосование». Расширенная концепция искусства Бойса оказала сильное влияние на его политическую активность. В 1979 году он стал одним из основателей западногерманской Партии зелёных — первой экологической партии Европы. От этой партии Бойс баллотировался в немецкий Бундестаг.

На первой масштабной выставке Йозефа Бойса в Москве будут показаны инсталляции, в том числе эмблематичные для творчества Бойса работы «Конец ХХ века» и «Трамвайная остановка», тиражные объекты, графика, видео-документация перформансов. Автобиографическая работа Бойса «Трамвайная остановка» (1989), отражающая его видение будущего, впервые представленная на Венецианской биеннале в 1976 году, во-многом, является ключевой для всей истории современного искусства. Монументальная инсталляция «Конец ХХ века» из огромных вытянутых кусков базальта, разбросанных в случайном порядке, — одновоременно и воспоминание о Второй Мировой войне и отсылка к масштабному скульптурно-экологическому проекту «7000 дубов», стартовавшему в рамках Документы-7 (1982) — пример «социальной скульптуры» в действии: переместить тяжелые базальтовые камни можно было только посадив дерево. В результате этой акции в Касселе было посажено 7000 деревьев. Ранняя, отсылающая к христианству, «Двойная основа» — скульптурное воплощение социальной утопии Бойса, в которой он подвергал сомнению и основанный на частной собственности капитализм Запада, и государственный капитализм Востока, так как обе эти формы общественного устройства он считал негуманными.

Еще одна важная форма художественного мышления Бойса — тиражные объекты. Йозеф Бойс тиражировал произведения для распространения своих идей далеко за пределы музеев и галерей, чтобы добиться влияния на широкую аудиторию. Он создавал их на протяжении всей жизни. Представленные в самых разных форматах — от листовки до объекта — они выстраиваются в пунктир биографии художника, творческой и политической.

На выставке будет представлена видеодокументация важнейших перформансов Йозефа Бойса, таких как: «Я люблю Америку, и Америка любит меня», во время которой Бойс провел много дней наедине с живым койотом, «Как объяснить картины мертвому зайцу», а также видеозаписи лекций художника.

Важное место в экспозиции занимают рисунки Бойса. В его расширенной концепции искусства рисунок являлся своеобразной картой, катализатором материализации мысли.

Выставка «Призыв к альтернативе» — это своего рода ретроспектива идей Йозефа Бойса, попытка понять, насколько предложенные им альтернативы актуальны для настоящего и будущего.

В рамках образовательной программы выставки пройдут сценические чтения манифеста Йозефа Бойса «Призыв к альтернативе», лекции, дискуссии, видео показы.

К выставке будет выпущен каталог, специальный акцент в котором сделан на исследовании влияния, которое идеи Бойса оказали на развитие отечественного современного искусства. Редактор-составитель каталога — Ойген Блуме. Авторы статей: Ойген Блуме, Леонид Бажанов, Екатерина Деготь, Арсений Жиляев, Андрей Монастырский. В каталог также войдут оригинальные тексты Йозефа Бойса. Дизайн каталога выполнит знаменитое дизайн-агентство CYAN.

____________________

Проф. Д-р Ойген Блуме — профессор, куратор, директор Музея современности Хамбургер Банхоф — Национальная галерея, Берлин.С 1995 работает в Национальной галерее, Берлин, с 2001 — директор Музея Хамбургер Банхоф. Блуме — куратор знаменитой выставки «Бойс. Революция — это мы», проходившей в 2008-2009 году в Музее Хамбургер Банхоф. Ойген Блуме — профессор Высшей школы искусств Бремена.

Музей современности Хамбургер Банхоф — Национальная галерея, Берлин был открыт в 1996 году в здании бывшего Гамбургского вокзала (Hamburger Bahnhof). В музее представлены важнейшие произведения современного искусства с 1960-х годов из собрания Национальной галереи, а также из частных коллекций. Музей Хамбургер Банхоф обладает крупнейшим собранием работ Йозефа Бойса, в том числе его Медиаархивом, и является центром исследования творчества этого художника.

___________________

Год Германии в России 2012/13 проходит под девизом: «Германия и Россия: вместе строим будущее». С июня 2012 по июнь 2013 года Германия будет представлена по всей России широким спектром проектов, охватывающих политику, экономику, культуру, образование и науку. Год Германии призван укрепить российско-германские партнерские отношения, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее России и Германии. Организаторами Года Германии 2012/13 являются Гете-Институт, Министерство Иностранных Дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской Внешнеторговой палаты.

 

Стратегический медиапартнер

Пресса:

АРТХРОНИКА. «В круге Бойса»
Большой город. «Бойс убежден, что любой человек — художник, его нужно только освободить»
Коммерсантъ Weekend. «Терапевтическое влечение»
Афиша. «Путеводитель по миру художника от Америки до шаманизма»
WOS. «Каждый сам за себя, а Бойс против всех»
Известия. «Бойс призвал к альтернативе»
Телеканал «Культура». «Призыв к альтернативе» Йозефа Бойса представлен в Московском музее современного искусства

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты