2 июля — 10 августа, 2016
11 июля — 28 августа, 2016
24 июня — 31 июля, 2016
24 июня – 24 июля 2016
30 июня — 14 августа, 2016
21 июня — 28 августа, 2016
31 мая — 3 июля, 2016
3 июня — 4 сентября, 2016
EXHIBIT B
'Black Odalisque' - EXHIBIT B, photo by Sofie Knijff
'Nigerian refugee ' - EXHIBIT B - photo by Sofie Knijff copy
'Origin of the Species - EXHIBIT B - photo by Sofie Knijff
'The Golden Age' - EXHIBIT B - photo by Sofie Knijff
'Travail et Progres' - EXHIBIT B - photo by Sofie Knijff copy
Дата проведения: 10 - 14 октября 2014
Адрес: ММОМА, Гоголевский 10

Московский музей современного искусства совместно с IX Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория»  представляют уникальный выставочный проект-перформанс «EXHIBIT B» под руководством куратора Бретта Бейли.

«Живые инсталляции» Бретта Бейли – это цикл работ на грани contemporary art и документального театра:  менее ста лет назад выходцев из колоний, подобно опасным хищникам, выставляли в вольерах. «Exhibit B» - это повествование о смерти национальной культуры коренных народов европейских колоний по всему миру. Проект стал хэдлайнером на фестивалях в Авиньоне, Эдинбурге, Амстердаме. Специально для «Территории» Бейли пополнит проект московской частью – новыми героями будут российские мигранты из стран Африки.

Бретт Бейли, белый художник из ЮАР, рос в условиях апартеида, и расовая дискриминация – наследие колониальной Африки – стала главным сюжетом его спектаклей, перформансов и инсталляций. Автор «Exhibit B» подчёркивает, что расовые доктрины XX века – такие, как нацизм – это не случайное явление, а закономерный итог многолетней политики неравенства, на которую опиралось западное владычество во второй половине последнего тысячелетия.

Серия «EXHIBIT» - пополняемый цикл работ, в центре которого стоит колониальная история различных стран Европы. Серия была начата работой «EXHIBIT А», созданной при содействии Венского фестиваля и фестиваля Theaterformen в г. Брауншвейге, и демонстрировалась также в Хэльсинки и Грэхэмстауне (ЮАР). Работа «EXHIBIT B» была представлена в Брюсселе и Берлине в 2012 году и показывалась в 2013 году  таких городах как Амстердам, Париж, Страсбург, Вроцлав и Гент. 

Проект пройдет только с 10 по 14 октября на площадке ММОМА Гоголевский 10.

Перформанс длится 20 минут. На каждое отделение приходят 25 зрителей.

Официальный сайт проекта Exhibit B  http://www.thirdworldbunfight.co.za/

Стоимость билета – 1000 рублей.
Билеты можно приобрести в кассе на Гоголевском 10 и на сайтах http://www.ticketland.ru/ и http://bigbilet.ru/

 

Фестиваль-школа современного искусства «TERRITORIЯ» и ММОМА уже третий год продолжают свое профессиональное сотрудничество. Объединение театра и современного искусства в одном пространстве создает новые практики в художественной сфере, а также расширяет границы и возможности привычной интерпретации искусства. Примером этому могут служить совместно реализованные яркие проекты на различных площадках Москвы, такие как выставка-вербатим «90-е: победа и поражение» под кураторством Олега Кулика и Руслана Маликова, тотальная инсталляция Ксении Перетрухиной «Репетиция свободы», а также проект «Шекспир. Лабиринт», организованный совместно с Театром Наций и включенный в этом году в программу фестиваля для повторного показа.

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ:

10 октября

18:00 18:20 18:40 19:00 20:20 20:40 21:00 21:20 

11 октября

14.20 14.4015.00 15.20 18:00 18:20 18:40 19:00 20:20 20:40 21:00 21:20 

12 октября

14.20 14.40 15.00 15.20 18:00 18:20 18:40 19:00 20:20 20:40 21:00 21:20 

13 октября

18:00 18:20 18:40 19:0020:20 20:40 21:00 21:20 

14 октября

18:00 18:20 18:40 19:00 20:20 20:40 21:00 21:20

Автор идеи и режиссер: Бретт Бэйли

Продюсер: Барбара Мэтерс

Технический директор: Рафаэль Ноэль

Хор (г. Виндхук, Намибия)

Марселлинус Свартбои (руководитель хора, композитор)

Лесли Мелвин Дюпон, Вильям Патрик Мюерс, Крис Кристиан Неконго, Аврил Китаго Нуйома

 

О Бретте Бейли

Драматург, художник, режиссер, перформер, художественный руководитель группы TWB. Работал в ЮАР, Зимбабве, Уганде, Великобритании, на Гаити и различных европейских странах. Среди его знаменитых работ, направленных против предрассудков – «BIG DADA» («Большой дада (дадаизм»), «IPI ZOMBI?», «iMUMBO JUMBO», и «Орфей» («ORFEUS»). В число созданных им перформансов-инсталляций входят такие работы, как «КРОВАВЫЕ БРИЛЛИАНТЫ» и, конечно же, «EXHIBIT A» и «B».

Бретт Бэйли – режиссер церемонии открытия Всемирного саммита культуры и искусств в Йоханесбурге (2009) и церемоний открытия Международного фестиваля искусств, проходящего в столице Зимбабве г. Хараре, с 2006 по 2009г. В период с 2008 по 2011г Бретт Бэйли был куратором единственного общественного фестиваля искусств в Южной Африке – ‘Infecting the City’ (Заражая город), проходящего в Кейптауне.

Работы Бретта Бэйли демонстрировались в странах Европы, Австралии и Африки и стали лауреатами ряда наград, среди которых – золотая медаль за лучшую сценографию на проходящем раз в четыре года в Праге конкурсе сценографии и оформления сцены (2007).

Бретт Бэйли возглавлял жюри пражского конкурса сценографии в 2011 году и входил в состав жюри конкурса Международного театрального института при Юнеско «Музыкальный театр сегодня» (2012 – 2013).

 

Вступительное слово Бретта Бэйли

Слово ‘exhibit’ в криминальном и гражданском праве используется для обозначения улики в виде предмета или документа, предъявляемой суду. Этот артефакт или документ представляется суду для ознакомления. На такие улики в судебных делах зачастую наклеиваются этикетки «Exhibit A», «Exhibit B», «Exhibit C», чтобы отличать их друг от друга

Несколько лет назад мне в руки попала книга «Африканцы на сцене», которая подтолкнула меня к созданию работы «EXHIBIT». В этот книге приводятся документальные истории о том, как белые импресарио привозили африканцев в Европу и США, чтобы демонстрировать их белым (в своей массе) зрителям.

С 2001 года, будучи белым режиссером родом из Южной Африки, я неоднократно привозил в Европу на различные фестивали работы с участием черных перформеров для развлечения белой (в массе своей) публики. В своих работах я всегда стремился «взрывать» стереотипы расовой и культурной «Непохожести», а не усиливать их. Но я прекрасно понимаю, что предшественниками моих театральных представлений в «развитых странах» являются те самые «человеческие зоопарки» и «экзотические представления», которые ставились, чтобы показать жителей колонизованных стран как принципиально отличных от европейцев, как низшую расу, полностью заслуживающую катка европейского империализма.

Я помню, как ребенком заворожено рассматривал в музее гипсовые фигуры бушменов Южной Африки с луками и стрелами, сидевших на корточках вокруг целлофановых огней за стеклами демонстрационных витрин и глазеющих на меня тяжелым невидящим взглядом. В том музее не было и намека на то, что бушмены были практически истреблены голландскими переселенцами в XVIII веке. Подобные экспозиции мужчин и женщин с коричневой кожей были выставлены в Музее естественной истории Кейптауна наряду с минералами, животными и растениями, в то время как артефакты, касающиеся европейской колонизации Южной Африки, были показаны в Культурно-историческом музее. Хитрый, ловкий подход в духе бессердечной идеологии апартеида.  Я помню животный испуг, который охватил меня при посещении Музея тропиков в Амстердаме в 1999 году: я увидел там изящно подсвеченные африканские церемониальные маски удивительной красоты, заточенные в стеклянные саркофаги: их охраняют, за ними следят, на них наклеены ярлыки, они продезинфицированы – и там они лежат, красивые, но мертвые вдали от своей родины. Показательно, что в подвалах исследовательских центров бывших колониальных держав до сих пор хранятся тысячи скелетов предков граждан их бывших колоний – останки, которые для многих культур имеют священное значение. Этот дьявольский трофей выглядит как мифический символ баланса сил в постколониальном мире.

Темные закоулки нашего коллективного сознания не хотят покидать ошибочные представления о различии людей. Они маскируют зверства, совершенные во времена колониального владычества под сияющим покровом цивилизации, и подпитывают унизительные стереотипы и бесчеловечные системы, такие, как апартеид, в условиях которого я вырос.

Задумывая «EXHIBIT B», я хотел стряхнуть пыль с этого забытого пласта истории – забытого именно теми, кто некогда правил колониями, – и нарисовать канонический портрет одного из множества способов, с помощью которых западные державы лишали и лишают человеческого достоинства тех, кого они пытались и пытаются ограбить, контролировать и выбросить из жизни.

«Освенцим был современным промышленным способом приложения политики истребления, на которой долгое время было основано доминирование европейских держав»… (Свен Линдквист «уничтожьте всех дикарей» (1992))

 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: ЭТНОГРАФИЯ И РАСЫ

Человеческие зоопарки пользовались огромной популярностью в период с середины XIX века до начала Второй мировой войны. Десятки миллионов европейцев и американцев стекались, чтобы увидеть эти действа, наглядно демонстрирующие триумф колониального владычества, где жители незападного мира выставлялись в вольерах. Вырванные из привычной среды, превращенные в объекты, эти «дикари» ставились не намного выше животных в системе ценностей, в которой индустриализованный Запад считался вершиной иерархии.

Это было время рассвета расовых классификаций. Антропологи соперничали в стремлении исследовать этих «аборигенов» и сравнить размер их черепа с размером черепа представителей европеоидной расы. Полученные ими сведения якобы «доказали», что эти «первобытные люди» находились на более низкой ступени эволюции, что давало законное право отбирать их земли, уничтожать культуры и превращать их самих в рабов.

ДРАКА ЗА АФРИКУ

На Берлинской конференции (1884-85) Африка была без церемоний поделена между европейскими державами. Был создан ряд колоний, включая Германскую Юго-Западную Африку (современная Намибия), Французское Конго (современная Республика Конго) и Независимое государство Конго – личное владение короля Бельгии Леопольда II (современная Демократическая республика Конго). Эпоха гегемонии империй была в самом разгаре. «Место под солнцем» принесло с собой повод гордиться своей страной, статус мировой державы, lebensraum (жизненное пространство) и богатство. Основываясь на возникшей в XIX веке теории эволюции, империи считали, что истребление «низших рас» было необходимо для «очистки» мира и триумфа цивилизации.

«Коренное население заслужит моральное право на существование не раньше, чем произведет на свет что-либо ценное». (Пауль Рорбах, «немецкая мысль в мире» (1912)) 

 

ГЕРМАНСКАЯ ЮГО-ЗАПАДНАЯ АФРИКА

Самыми многочисленными и централизованно живущими племенами Юго-Западной Африки были гереро и намо. В течение 15 лет немецкие колониальные власти безжалостно и планомерно колонизовали эти племена, присвоив их обширные территории и скот.

В 1904 году гегеро подняли восстание, но потерпели поражение в битве при Ватерберге. Немецкий военный губернатор издал «указ о ликвидации», в результате которого десятки тысяч гереро погибли в пустыне от жажды или были пойманы и расстреляны. В концлагерях, устроенных после войны, изнасилования и побои были обычным делом; и снова тысячи людей из племен гереро и нама скончались от болезней, палящего солнца, голода и истощения. Попытка истребления этих племен признана первым геноцидом в истории XX столетия.

ДВА ГОСУДАРСТВА КОНГО

Бельгийский король Леопольд II основал обширное Независимое государство Конго якобы из филантропических соображений – чтобы принести свет цивилизации отсталым народам Африки и положить конец местной работорговле. Под красивым предлогом гуманитарной миссии были разграблены природные богатства этих земель (древесина, полезные ископаемые, слоновая кость и в особенности каучук). Режим, поддерживаемый при помощи военизированного формирования Force Publique, был основан на принудительном труде. Крестьян обязали сдавать государственным чиновникам и представителям концессионных компаний установленные квоты каучука и слоновой кости. Жестокости и зверства, применяемые ради извлечения максимальных прибылей, были в порядке вещей. Убийства, изнасилования, нанесение увечий, телесные наказания, разрушения деревень, использование женщин и детей в качестве заложников, – все это процветало буйным цветом. Уровень смертности от разных причин – болезней, голода, тяжелого труда, подавления восстаний и падения рождаемости – оценивается в промежутке между 5 и 13 миллионами жизней. Видя огромные доходы, которые клал себе в карман король Леопольд, чиновники по другую сторону реки Конго, во французском Конго, вскоре внедрили те же методы эксплуатации, имевшие столь же фатальные последствия.

ГОЛЛАНДЦЫ И РАБОТОРГОВЛЯ

Торговля рабами через Атлантический океан и сахарный бум стали двумя сторонами торгового треугольника, занимавшего центральное место в морской экономике, обогатившей Нидерланды в колониальную эпоху. Сахар и другое сырье доставлялись на кораблях в Европу, промышленные товары – в Африку, а рабы – в Северную и Южную Америки.

В 1630 году Нидерланды отняли Бразилию у португальцев, в 1634 году – Кюрасао у испанцев, в 1667 году – Суринам у англичан. Благодаря работорговле содержание сахарных плантаций в этих колониях было выгодным делом.

Нидерланды отняли у Португалии контроль над работорговлей на Золотом Берегу (современная Гана), и расположенная там крепость Эльмина стала центром голландской работорговли. С 1637 года Голландская Вест-Индийская компания процветала, продавая рабов в страны Карибского бассейна. Конец этому был положен в 1863 году; к тому времени голландцы пересекли Атлантику приблизительно 1500 раз, перевезя через океан около 500 000 рабов.

Сто лет спустя после конца эпохи имперского колониального владычества мы продолжаем жить в мире, раздробленном понятиями расового неравенства и различия людей.

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты