Детектив
Арсений Жиляев. Мечтатель. 2012. Тотальная инсталляция. Собрание Антона Белова, Москва
Илья Орлов. Untitled. 2012 . Два смежных бокса, найденные объекты, холст, масло, бумага, карандаш, комнатные растения. Размеры варьируются. Собственность автора
Валентин Ткач. Желтый. 2013 Холст, масло, акрил. Собрание галереи “Триумф” 120х100
Иван Михайлов. Из серии «Пространство для одиночества». 2009. Фотография на пенокартоне. Собрание Московского мультимедиа aрт музея, Москва
Станислав Шурипа. Желтый крест. 2013. Холст, акрил. Собственность автора
Кирилл Макаров. Без названия. Из серии «Секретный уровень». 2011. Холст, масло. Собственность автора
Дата проведения: 17 июня – 21 сентября 2014
Адрес: Гоголевский бульвар, 10

Куратор: Валентин Дьяконов
Архитектор: Ольга Трейвас

Московский музей современного искусства представляет проект «Детектив», в рамках которого работы современных российских художников рассматриваются сквозь призму популярного литературного жанра. Ядро выставки состоит из работ авторов, дебютировавших в конце 2000-х — начале 2010-х годов. Эти художники помещены в многоступенчатую систему сравнений и параллелей — от искусства 1990-х до русского кубизма.

Детективный жанр в литературе расцветал и ширился параллельно с усложнением инфраструктуры городов новейшего времени – развитием государственных организаций по защите общественного порядка (обычно в этой роли выступает полиция) и распространением влияния средств массовой информации на все аспекты повседневной жизни. “Классический детектив”, по мнению философа Йозефа Хоффмана, является повествованием о том, «кемявляется некто, выступающий в роли искомого преступника, пособника преступления, свидетеля, мстителя или жертвы. Главное - не обмануться социальным статусом персонажа, будь он доктором, учителем, министром, сиделкой, таксистом и так далее». Деление городского жителя на десятки социальных ролей (отец, служащий, поклонник футбола, пациент психиатрической клиники) становится питательной средой для детективного романа, разоблачающего преступные намерения невзирая на личины. В процессе разоблачения легко найти сходство с работой по интерпретации намерений автора художественного произведения, со времен первых модернистских экспериментов намеренно ускользающего от прямых трактовок в пользу растворения в “реальном” - будь то поверхность холста, бытовой предмет или концепция, превращающая произведение в часть внутреннего опыта зрителя. 

Выставка «Детектив» предлагает взглянуть на творческий метод молодых художников как на изготовление улик и алиби. Поиск смысла той или иной работы возможен при внимании к деталям и обстоятельствам показа. Всех художников связывает интерес к трем темам, в той или иной степени затронутых в их работах. Во-первых, в произведениях некоторых участников проекта прослеживается новое отношение к характерной для московского концептуализма 1970-х годов персонажности. В работах классиков концептуализма действовали литературные герои, через которых выстраивалось повествование, позволявшее зрителю идентифицироваться либо с ними, либо с автором-кукловодом. У художников “Детектива” автор растворяется, уступая место исторической необходимости (Арсений Жиляев), процессам, наблюдаемым в природе (Илья Долгов), неопределенно-музейному показу, где зритель играет роль куратора (Анна Титова), и другим конструкциям, позволяющим избавить произведение от ярко выраженной воли творца. Во-вторых, для других художников выставки (Михаил Толмачев, Стас Шурипа) характерен интерес к “взгляду дрона” - последнему техническому средству, претендующему на полную объективность, проникающему туда, куда не ступала нога человека. В-третьих, художники “Детектива” часто конструируют пространства без собственника (Валентин Ткач, Юлия Ивашкина, Сергей Лоцманов), вступая в полемику с широким набором готового и предсказуемого уюта, доступного каждому потребителю.

Два образца кубизма и кубофутуризма (Любовь Попова, Эдуард Криммер) позволяют сравнить ядро выставки с началом авангарда и попытками передачи сложного, фрагментированного зрения жителя города средствами живописи. Несколько работ, созданных во второй половине 1990-х годов, связаны с темой выставки сюжетно (Наталья Турнова, АЕС+Ф, Дмитрий Шубин) или формально (Валерий Айзенберг). Наконец, в экспозицию будут включены образцы подделок русской пейзажной живописи 1860-х годов. Зачем? Разгадка близко.

Участники: Сергей Хачатуров, Любовь Попова, Александра Сухарева, Сергей Сапожников, Софья Дымшиц-Толстая, Сергей Никитин, Юлия Ивашкина, Илья Долгов, Дмитрий Шубин, АЕС+Ф, Валерий Айзенберг, Николай Алексеев, Сергей Лоцманов, Наталья Зинцова, Александр Повзнер, Анна Титова, Илья Орлов, Стас Шурипа, Арсений Жиляев, Максим Спиваков, Валентин Ткач, Устина Яковлева, Наталья Турнова, Михаил Толмачев, Кришс Сальманис, Дарья Иринчеева, Иван Михайлов, Сергей Огурцов, Анна Паркина, Кирилл Макаров, Иван Горшков, Кирилл Глущенко

 

Генеральный партнер проекта

Медиа партнеры

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты