2 июля — 10 августа, 2016
11 июля — 28 августа, 2016
24 июня — 31 июля, 2016
24 июня – 24 июля 2016
30 июня — 14 августа, 2016
21 июня — 28 августа, 2016
31 мая — 3 июля, 2016
3 июня — 4 сентября, 2016

Богдан Мамонов
Транквилизация памяти
Богдан Мамонов. «Не раз он даже отдавал их на потеху своим любимчикам», 2013.
Предоставлено: художником и Frolov Gallery
Богдан Мамонов. «Он постоянно повторял известные слова трагедии…», 2013.
Левая часть диптиха. Предоставлено: художником и Frolov Gallery
Богдан Мамонов. «Стыдливости он не щадил ни в себе ни в других…» , 2012.
Левая часть диптиха. Из коллекции Мадины и Марианы Гоговых.
Предоставлено: художником и Frolov Gallery
Богдан Мамонов. «В детстве я думал», 2005.
Из коллекции Московского музея современного искусства.
Предоставлено: Московским музеем современного искусства
Фотография из архива Григория Шпейера.
Предоставлено: Богданом Мамоновым
Богдан Мамонов «Калигула», 2013. Кадр из фильма.
Предоставлено: художником и Frolov Gallery
Дата проведения: 22 января — 23 февраля, 2014
Адрес: ММОМА, Гоголевский 10

Фильм-экскурсия по выставке «Транквилизация памяти»

MMOMA представляет выставку Богдана Мамонова «Транквилизация памяти», организованную совместно с Frolov Gallery. Это проект об исследовании трагической истории ХХ века на примере судьбы прадеда художника — Григория Шпейера. Отдельные части проекта были показаны в различных музеях и галереях России, Европы и США. В ММОМА он будет впервые представлен в полном объеме.

«Транквилизация памяти» — выставка-путешествие, разобраться в которой поможет карта, созданная самим художником. Принцип экспозиции связан с идеей двоичности, которая лежит в основе стереокадра — основного модуля проекта. Этот принцип также учитывает особенности пространства ММОМА на Гоголевском бульваре, которое обладает анфиладой залов, имеющих форму кольца, а также два крыла не связанных непосредственно друг с другом. Первым объектом, который увидит зритель на выставке, станет рисунок автора, созданный им в двенадцатилетнем возрасте и представляющий сцену Страшного суда. Эта картина задает тон всей выставки и как бы подготавливает к выбору — добра или зла, ада или рая. Куда бы ни направился зритель, он неминуемо попадает в кольцеобразную анфиладу, экспозиция которой выстроена, как музей-квартира самого Шпейера — прадеда автора. Каждое из крыльев здания символизирует «ад» и «рай», но в залах, на первый взгляд, нет ничего напрямую относящегося к этим культурным архетипам. Зритель сталкивается все с теми же образами Шпейера, воссозданными его правнуком в различных техниках — живописи, ксерографии, рисунках. Однако, два почти идентичных фильма в разных концах Музея, построенных исключительно на архиве инженера-фотографа, являются ключом к пониманию главной идеи проекта.

Григорий Шпейер был главным инженером в Коломне — строителем железнодорожных мостов. До сих пор сохранился мост через Москва-реку, соединяющий Коломну со столицей, построенный Шпейером. Одним из первых в России он начал заниматься стереоскопической фотографией. В 1910 году Шпейер выписал из Франции стереоскопический фотоаппарат и таксифот — специальное устройство для просмотра стереоскопических снимков со сложной системой линз и специальным механизмом, позволяющим менять кадры. Именно эта таинственная машина досталась художнику в наследство от прадеда вместе с обширным фотоархивом, который и лег в основу проекта «Транквилизация памяти», над которым Богдан Мамонов работает с 2005 года.

Главный герой, Григорий Шпейер, выступает как соавтор проекта. Используя образы Шпейера, Мамонов ведет с прадедом свой диалог и одновременно повествует о истории семьи. По словам известного куратора Виктора Мизиано, это «исповедальный рассказ о прошлом». Однако проект не сводится исключительно к раскопкам в семейном архиве. Экспозиция разворачивается на фоне знаменитого текста о Калигуле, принадлежавшего перу Гая Светония Транквилла, чье имя лежит в основе названия проекта.

 

Экскурсии

Образовательная программа


О художнике

Художник, куратор, теоретик современного искусства, автор инсталляций, живописи, видео и слайд-фильмов, перформансов и книжных иллюстраций. Родился в 1964 году в Москве. В 1987 году окончил Московский Полиграфический институт. Участвовал в «Группе без названия», развивавшей тактику акционизма — наиболее радикальную стратегию русского искусства начала и середины 1990-х. В 1999 году совместно с Валерием Айзенбергом, Лизой Морозовой и Антоном Литвиным основал программу ESCAPE. Лауреат премий «Черный квадрат»-2003 и «Арсенал»-2004. В 2005 году представлял Россию в составе группы ESCAPE на 51-й Венецианской биеннале.

 

"Выставка организована при участии Artwin Gallery и Sputnik Gallery

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты