правительство москвы
департамент культуры города москвы
российская академия художеств
московский музей современного искусства
парк искусств музеон

В поисках обитаемого пространства.
Скульптор Алексей Григорьев
Алексей Григорьев, Борьба Иакова с ангелом, 1996-1997 гг.
Алексей Григорьев, Минотавр, 2000 г.
Алексей Григорьев, Сизиф, 1997г.
Алексей Григорьев, Озирис, 2001 г.
Алексей Григорьев, Птица, 1995 г.
Дата проведения: 27 августа — 13 октября, 2019
Адрес: Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский, 17
Парк Искусств МУЗЕОН, ул. Крымский Вал, д. 10

Кураторы
Людмила Андреева
Оксана Воронина

Ассистент кураторов
Медея Маргошвили

«В поисках обитаемого пространства. Скульптор Алексей Григорьев» — пятый по счету выставочный проект в рамках программы ММОМА «Коллекция. Точка обзора», которая сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания музея. Каждая экспозиция демонстрирует уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. Данный проект посвящен известному мастеру позднего советского и постсоветского времени Алексею Григорьеву и приурочен к 70-летию со дня его рождения.

Партнером выставки выступил Парк Искусств МУЗЕОН, на территории которого сосредоточено значительное количество произведений Григорьева, созданных из различных материалов и в разное время в том числе, в рамках симпозиумов, ставших ключевым событием на территории Музеона, крупнейшего российского парка скульптуры.

Проект-исследование состоит из двух самостоятельных экспозиций — музейной и парковой. Первая — выставка в Образовательном Центре ММОМА — знакомит зрителей со значительной персональной коллекцией скульптуры и графики Алексея Григорьева из фондов музея. Вместе произведения демонстрируют впечатляющее разнообразие форм (малых и монументальных), тем и сюжетов, техник и материалов в творчестве мастера. Однако он отвергал понятие станковой пластики и, по сути, отрицал возможности интерьерных экспозиций. Проблема возвращения пластики в открытые городские ландшафты стала для художника основной на протяжении всего его пути. В связи с этим, по замыслу кураторской группы, музейная часть проекта построена «от противного»: экспозиционное решение призвано проявить «не найденность» работ в пространстве, их мерцающую фантомную сущность в качестве музейных предметов.

Существенную часть выставки составляет архивно-исследовательская база, куда входят мемориальные артефакты, связанные с творчеством Алексея Григорьева, оригиналы и копии публицистических статей художника, издания, связанные с симпозиумами и другими скульптурными событиями 1980-2000-х, аннотированная библиография по проблемам скульптуры в городском пространстве в 1980-2000-е.

Тема «самоопределения» скульптуры продолжена в парковой части проекта в Музеоне, где персональная экспозиция Григорьева внутри общей экспозиции парка, имеет уже историческое значение. Музеон, возникший в начале 1990-х и впервые осуществивший идею скульптурных симпозиумов на территории Москвы, предложил, в частности, Алексею Григорьеву новые возможности непосредственного выхода в пространство города. Сейчас корпус работ скульптора в Музеоне является крупнейшим и находится под открытым небом — именно так, как задумывал автор.

Взаимодополняющие части проекта «В поисках обитаемого пространства...» призваны, каждая по-своему, раскрыть образ неутомимого, бурного мастера, сверхчувствительного к вибрациям времени.

О художнике:

Алексей Григорьев (1949-2002) — московский скульптор и график; главным своим учителем считал Аделаиду Пологову и был тесно связан с плеядой скульпторов-шестидесятников (Л. Гадаевым, Д. Митлянским, П. Шимесом, Д. Шаховским). Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. В выставках начал участвовать с 1972 года.

Григорьев отличался прекрасной эрудицией и колоссальной творческой активностью, в совершенстве знал различные материалы и технологии, свободно переходил от работы в глине к работе в дереве, камне, металле, постоянно экспериментировал. В советское время выполнил большое число заказов оформления различных госучреждений (от эмблем до круглой скульптуры, от фонтанов до проездных ворот).

Наиболее продуктивной формой работы для Григорьева до 1991 года оказалось участие в скульптурных симпозиумах или пленэрах, когда художник вступал в прямой диалог со зрителем, и одна из его работ сразу после завершения оказывалась в городской среде.

В 1990-е в связи с распадом системы госзаказов, регулярных закупок произведений и пр. Григорьев был вынужден жить между Россией и Германией, где активно работал и участвовал в художественной жизни, провел ряд персональных выставок.

Значительная часть работ мастера утрачена.

Из сохранившихся в городских пространствах наиболее известен двойной Монумент свободе (1996), выполненный в соавторстве с Даниэлем и Максимом Митлянскими, установленный в Москве и Берлине.

Произведения Григорьева находятся в ММОМА, Парке искусств Музеон, ГМИИ им. Пушкина, Музее современной истории России, Музее истории города Обнинска, Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим», в российских и зарубежных частных собраниях.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1