Оценка услуг

правительство москвы
департамент культуры города москвы
российская академия художеств
московский музей современного искусства
парк искусств музеон

В поисках обитаемого пространства.
Скульптор Алексей Григорьев
Алексей Григорьев, Борьба Иакова с ангелом, 1996-1997 гг.
Алексей Григорьев, Минотавр, 2000 г.
Алексей Григорьев, Сизиф, 1997г.
Алексей Григорьев, Озирис, 2001 г.
Алексей Григорьев, Птица, 1995 г.
Дата проведения: 27 августа — 13 октября, 2019
Адрес: Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский, 17
Парк Искусств МУЗЕОН, ул. Крымский Вал, д. 10

ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА


Кураторы
Людмила Андреева
Оксана Воронина

Ассистент кураторов
Медея Маргошвили

«В поисках обитаемого пространства. Скульптор Алексей Григорьев» — пятый по счету выставочный проект в рамках программы ММОМА «Коллекция. Точка обзора», которая сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания музея. Каждая экспозиция демонстрирует уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. Данный проект посвящен известному мастеру позднего советского и постсоветского времени Алексею Григорьеву и приурочен к 70-летию со дня его рождения.

Партнером выставки выступил Парк Искусств МУЗЕОН, на территории которого сосредоточено значительное количество произведений Григорьева, созданных из различных материалов и в разное время в том числе, в рамках симпозиумов, ставших ключевым событием на территории Музеона, крупнейшего российского парка скульптуры.

Проект-исследование состоит из двух самостоятельных экспозиций — музейной и парковой. Первая — выставка в Образовательном Центре ММОМА — знакомит зрителей со значительной персональной коллекцией скульптуры и графики Алексея Григорьева из фондов музея. Вместе произведения демонстрируют впечатляющее разнообразие форм (малых и монументальных), тем и сюжетов, техник и материалов в творчестве мастера. Однако он отвергал понятие станковой пластики и, по сути, отрицал возможности интерьерных экспозиций. Проблема возвращения пластики в открытые городские ландшафты стала для художника основной на протяжении всего его пути. В связи с этим, по замыслу кураторской группы, музейная часть проекта построена «от противного»: экспозиционное решение призвано проявить «не найденность» работ в пространстве, их мерцающую фантомную сущность в качестве музейных предметов.

Существенную часть выставки составляет архивно-исследовательская база, куда входят мемориальные артефакты, связанные с творчеством Алексея Григорьева, оригиналы и копии публицистических статей художника, издания, связанные с симпозиумами и другими скульптурными событиями 1980-2000-х, аннотированная библиография по проблемам скульптуры в городском пространстве в 1980-2000-е, а также специально подготовленный к выставке тайм-лайн, представляющий собой иллюстрированную биографию мастера. Отдельные изображения для тайм-лайна предоставлены Марией Кадошниковой, Музеем Юрия Орехова, Музеем истории города Обнинска, Компанией PepsiCo Holdings (филиал в Нижнем Новгороде), ОАО «Туапсинский морской торговый порт».

Тема «самоопределения» скульптуры продолжена в парковой части проекта в Музеоне, где персональная экспозиция Григорьева внутри общей экспозиции парка, имеет уже историческое значение. Музеон, возникший в начале 1990-х и впервые осуществивший идею скульптурных симпозиумов на территории Москвы, предложил, в частности, Алексею Григорьеву новые возможности непосредственного выхода в пространство города. Сейчас корпус работ скульптора в Музеоне является крупнейшим и находится под открытым небом — именно так, как задумывал автор.

Взаимодополняющие части проекта «В поисках обитаемого пространства...» призваны, каждая по-своему, раскрыть образ неутомимого, бурного мастера, сверхчувствительного к вибрациям времени.

О художнике:

Алексей Григорьев (1949-2002) — московский скульптор и график; главным своим учителем считал Аделаиду Пологову и был тесно связан с плеядой скульпторов-шестидесятников (Л. Гадаевым, Д. Митлянским, П. Шимесом, Д. Шаховским). Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. В выставках начал участвовать с 1972 года.

Григорьев отличался прекрасной эрудицией и колоссальной творческой активностью, в совершенстве знал различные материалы и технологии, свободно переходил от работы в глине к работе в дереве, камне, металле, постоянно экспериментировал. В советское время выполнил большое число заказов оформления различных госучреждений (от эмблем до круглой скульптуры, от фонтанов до проездных ворот).

Наиболее продуктивной формой работы для Григорьева до 1991 года оказалось участие в скульптурных симпозиумах или пленэрах, когда художник вступал в прямой диалог со зрителем, и одна из его работ сразу после завершения оказывалась в городской среде.

В 1990-е в связи с распадом системы госзаказов, регулярных закупок произведений и пр. Григорьев был вынужден жить между Россией и Германией, где активно работал и участвовал в художественной жизни, провел ряд персональных выставок.

Значительная часть работ мастера утрачена.

Из сохранившихся в городских пространствах наиболее известен двойной Монумент свободе (1996), выполненный в соавторстве с Даниэлем и Максимом Митлянскими, установленный в Москве и Берлине.

Произведения Григорьева находятся в ММОМА, Парке искусств Музеон, ГМИИ им. Пушкина, Музее современной истории России, Музее истории города Обнинска, Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим», в российских и зарубежных частных собраниях.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1