Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
Центр современного искусства Сергея Курёхина

ПО СЛЕДАМ «ПОП-МЕХАНИКИ»
К 65-летию Сергея Курёхина
Дата проведения: 19 июля — 18 августа 2019
Адрес: Образовательный центр ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ, 17

ФЕСТИВАЛЬ «ПО СЛЕДАМ «ПОП-МЕХАНИКИ»


Куратор выставки: Олеся Туркина
Куратор фестиваля: Анастасия Курёхина

Московский музей современного искусства и Центр современного искусства имени Сергея Курёхина представляют выставку «По следам «Поп-механики», приуроченную к 65-летию музыканта, композитора и ярчайшего новатора своего времени Сергея Курёхина. Проект рассказывает историю «Поп-механики» — уникального феномена, объединившего художников, музыкантов, перформансистов и ставшего отражением духа своего времени. Сам Сергей Курëхин говорил, что «Поп-механика» — это не группа, а способ мышления. В эпоху кардинальных преобразований в политике, экономике и эстетике «Поп-механика» разрушила миф о музыкальной и социальной однородности, показав, что в искусстве и в обществе могут сосуществовать множество повествований об официальной, популярной и маргинальной культуре. Совмещение рока, джаза и классической музыки, смешение всех существующих стилей и жанров, манипулирование готовыми музыкальными формами — все это воплотилось в «Поп-механике» и сделало её одним из главных музыкальных явлений конца ХХ века.

Экспозиция в Образовательном центре ММОМА следует ключевым принципам «Поп-механики», которая представляла собой музыкальный и семантический коллаж, создаваемый Курёхиным буквально на глазах у зрителей в зависимости от места представления, аудитории и состава участников. Основанная на этих принципах, ни одна «Поп-механика» никогда не повторяла другую. На выставке в Образовательном центре ММОМА зрители увидят уникальные архивные материалы, афиши, пластинки, костюмы и фотографии из коллекции Центра современного искусства Сергея Курёхина и ММОМА и частных собраний, которые воссоздают сам дух «Поп-механики», с её спонтанной непредсказуемостью и карнавальными преображениями. Проект отражает идеи и настроения, царящие на «Поп-механике»: от черного юмора дадаистских перформансов до постидеологических представлений, от футуристических костюмов Сергея Чернова, вдохновленных промышленной свалкой, до героев античных мифов, разыгранных художниками неоакдемистами.

В пространстве выставки будет полностью воссоздана атмосфера, царившая на выступлениях оркестра «Поп-механика», её легендарного творца Сергея Курёхина и окружавших его художников, поэтов и музыкантов. Здесь найдутся разнообразные работы современников Курёхина, представителей ленинградского андеграунда 70х-80х годов: декорации, коллективно расписанные Новыми художниками во время перформансов «Поп-механики», реконструкция первого российского футуристического синтезатора «Утюгона», сделанная Олегом Котельников и Иваном Сотниковым, картины, объекты и анимация Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Тимура Новикова, Сергея Бугаева Африки, Георгия Гурьянова, Виктора Цоя, Андрея Крисанова, Инала Савченкова и Школы «Инженеры искусств», Олег Маслова и Виктора Кузнецова, Владислава Мамышева, костюмы Сергея Чернова и неоакадемистов, оригинальные фотографии, сделанные во время перформансов «Поп-механики» ведущими фотографами, снимавшими ленинградскую рок-сцену, а также редчайшие архивные видеозаписи «Поп-механики» и группы «Кино», принимавшей самое активное участие в перформансах Курёхина. «Популярная механика» стала не только кульминацией творческого пути самого Сергея Курёхина, но и расцветом всего ленинградского андеграунда. Участники «Поп-механики», легендарные группы «Аквариум», «Странные игры», «АукцЫон», «Кино» представлены в уникальном фотоархиве выставки.

Как говорил сам Сергей Курёхин, на протяжении почти пятнадцати лет «Поп-механика» эволюционировала от метода коллажа к монтажу и именно по этому принципу поделена на зоны основная экспозиция. Ее центром становится часть «Поп-механика» на сцене«, а далее к ней примыкают выставки-спутники: «Ленин-гриб», посвященная самому известному медиавирусу времен перестройки, созданным Курёхиным совместно с Сергеем Шолоховым в 1991 году, «Дорогой Джон Кейдж» о встрече с Кейджем и коллективном перформансе «Водная симфония» (1988), «Центр космических исследований», созданный Сергеем Курёхиным.

Выставка «По следам Поп-Механики» — часть большого проекта, посвящённого 65-летию со дня рождения Сергея Курёхина. В Образовательном центре ММОМА также пройдёт фестиваль «По следам Поп-механики» — междисциплинарный проект, объединяющий выставку, перформансы, музыкальные выступления, круглые столы и кинопоказы. В рамках фестиваля состоятся концерты Московского Ансамбля Современной Музыки, ансамбля Сергея Летова, Игоря Старшинова и других исполнителей.

Кроме того, с 18 июня по 28 августа в Центре Современного Искусства имени Сергея Курёхина в Санкт-Петербурге также открыта выставка «По следам Поп-Механики». Экспозиции в ММОМА и в ЦСИ имени Сергея Курёхина являются частью долгосрочного проекта, начало которому положила одноименная выставка в Русском музее, впервые прошедшая в 2000 году.

О КУРАТОРАХ

Олеся Туркина — куратор, критик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, доцент СПбГУ. Автор более 200 публикаций по вопросам современного искусства. Куратор выставок современного искусства в Русском музее (Санкт-Петербург), ММСИ (Москва), Музее Москвы, Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург), Stedelijk Museum (Амстердам), Pori Art Museum (Финляндия), в том числе Российского павильона на 48-ой Венецианской биеннале. Куратор серии выставок «По следам «Поп-механики» и международного фестиваля «Видеоформа» в ЦСИ им. Сергея Курёхина. Член редакционного совета журнала ArtMargins (MIT Press). Действительный член Федерации космонавтики России (Северо-Западное отделение).

Анастасия Курёхина — художественный руководитель СПб ГБУК «Центр современного искусства Сергея Курёхина», президент фонда Сергея Курёхина, генеральный продюсер нескольких фестивалей: SKIF, фестиваля электронной музыки «Электромеханика», фестиваля world music «Этно-механика», фестиваля видеоарта «Видеоформа», фестиваля Public-art «Арт-стена», продюсер балета «Воробьиное озеро», основатель премии в области современного искусства имени Сергея Курёхина с 2009 года.

О ЦЕНТРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СЕРГЕЯ КУРЕХИНА

Центр Современного Искусства имени Сергея Курёхина создан в Санкт-Петербурге осенью 2004 года. Задача Центра — аккумуляция и исследование всех форм и жанров современного искусства, открытие новых имен и переосмысление уже зарекомендовавших себя явлений современности, а также сохранение и актуализация творческого наследия Сергея Курёхина. В Центре проходят международные фестивали и концерты, показы театральных постановок, выставки современного искусства. Центр активно работает над популяризацией современного искусства в России и за рубежом, поддерживает инновационные программы и проекты в области современного искусства, сотрудничает с культурными институциями из других стран, участвуя в международных программах и проектах.

О СЕРГЕЕ КУРЕХИНЕ

Сергей Курёхин (1954 — 1996) — музыкант, композитор, дирижёр, киноактер, режиссёр. Был участником рок-групп «Аквариум», «Большой железный колокол», «Пост», «Гольфстрим», позднее работал с многими музыкантами Ленинградского рок-клуба: «Кино», «Алиса» и другими. В 1984 году собрал свой оркестр «Поп-механика». С 1987 года «Поп-механика» с успехом гастролировала в России, Европе, Японии. Шоу «Поп-механики», в которых участвовали многие известные музыканты и художники разных школ, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок- и джаз- группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы (иногда число участников достигало 300 человек). Сергей Курёхин написал музыку к 22 фильмам, записал 35 альбомов. Умер в возрасте 42 лет от редкой болезни — саркомы сердца.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1