Оценка услуг

Острова Юрия Соболева
Кураторы: Анна Романова, Галина Метеличенко-Соболева
Юрий Соболев. Воздух. Бумага, цветная тушь, перо, цветная гуашь, кисть. Из коллекции семьи художника. 30,7х26 см
Юрий Соболев. Воздух. Бумага, цветная тушь, перо, цветная гуашь, кисть. Из коллекции семьи художника. 31,5х29 см
Падающий Икар. 1967.Бумага, тушь, перо, фломастер. Из коллекции семьи художника. 48x31 см
Ю.Соболев и Ю.Соостер в мастерской Соостера. Фото А. Соловья 1964 г. Из архива Tenno Sooster
Видеодокументация полиэкранного слайд-фильма ICSID. 1975
Дата проведения: 17 сентября - 9 ноября 2014
Адрес: Ермолаевский, 17

Выставка «Острова Юрия Соболева» в Московском музее современного искусства продолжает серию проектов об истории российского современного искусства второй половины ХХ века. В музейной ретроспективе Юрия Соболева (Нолева-Соболева, 1928 - 2002) в Ермолаевском 17 будут представлены графика, книжный и журнальный дизайн, анимационные и слайд-фильмы, видео- и фотодокументация театральных постановок художника: видеодокументация полиэкранного шоу для Конгресса дизайнеров «ICSID» (1975); слайд-фильмы, к спектаклям: «Что было после спасения» (1987-1988), «Почта» (1981) и «ОДМО» (1988), посвященные новой волне художников  1980-х; а также документация перформансов учеников «Школы Юрия Соболева», фестиваля «КукАрт» и архивные материалы. Экспозиция каждого этажа будет отображать определённый период творчества художника.

Произведения, представленные на выставке, охватывают более сорока лет творческой работы Юрия Соболева, что немногим меньше существования самого современного искусства в России. Стремление к современности и новаторству было жизненной стратегией художника, что во многом определило концепцию его творчества. Идея объединения на одном развороте, одной обложке или в одном кадре произведений классического искусства и образов современного мира, столь популярная несколькими десятилетиями позже, пришла к нему очень рано и воспроизводилась художником в самых разных медиа –  в оригинальной графике художника, на страницах журнала «Знание-сила»,  в эскизах к анимационному фильму режиссера Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968), ежегоднике «Наука и человечество» (1962, 1963) и в других работах. Эта стратегия, основанная на традиции авангардного монтажа Сергея Эйзенштейна и Александра Родченко, была перенесена Соболевым в совершенно новую и необычную для  художников 1960 - 1970-х годов область мультимедийных экспериментов.

Своего апофеоза эти поиски достигли в полиэкранном слайд-фильме, подготовленном Юрием Соболевым совместно с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса «Международного совета обществ промышленного дизайна» («ICSID»), проходившем в Москве в киноконцертном зале «Россия» в 1975 году. В мультимедийной программе, длившейся более сорока минут на 30 экранах, изображения современных механизмов и повседневных товаров, переснятые из западных каталогов, были смонтированы с фрагментами произведений искусства разных эпох. Несмотря на технологическую и эстетическую революционность полиэкрана, в котором были задействованы 16 диапроекторов, «ICSID» был запрещен к показу на конгрессе как идеологически сомнительное произведение. На выставке в ММОМА у зрителей будет возможность увидеть видеодокументацию амбициозного проекта, а также подготовительные материалы и схемы, объясняющие механизм работы уникальной конструкции.

Эксперименты в области новых медиа, происходили одновременно с развитием собственного пластического языка. В период работы в журналах «Декоративное искусство» и  «Знание-сила»  Юрий Соболев одним из первых в СССР начал использовать модульную сетку – западную дизайнерскую новинку, конструктивно организующую пространство журнальной полосы. Этот способ организации листа он перенес и в свое творчество: по замыслу автора сетка, ставшая частью произведения, имела несколько уровней-слоев и помогала проявить идею художника. Таким образом, из универсального технического средства карандашная сетка превратилась в авторский модуль-знак и начала моделировать «микрокосмос» графического листа.

Выставка «Острова Юрия Соболева» в ММОМА позволит проследить, как идеи и решения, найденные в экспериментах с одними медиа, давали неожиданные  результаты и творческие находки  при  работе с другими.

В выставку, сформированную на основе коллекции и архива семьи Юрия Соболева, включены произведения из собрания Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Музея кино, Государственного центра современного искусства, Kolodzei Art Foundation, а также работы и архивные материалы из зарубежных и московских частных  коллекций .

О художнике:

Юрий  Соболев был одним из ключевых участников становления российского современного искусства второй половины прошлого столетия, автор проектов,  большинство из которых во многом опередило свое время, он до сих пор оставался неизвестными широкой публике.  В 1960-е годы, будучи участником легендарной разгромленной за «авангардизм» Никитой Хрущевым выставки «ХХХ лет МОСХа»,  он  совместно с другом и соседом по мастерской художником Юло Соостером,  активно экспериментировал в самых разных стилях и направлениях искусства ХХ века. Однако поиски  в стиле сюрреализма  и дадаизма не ограничивались рисованием – друзья устраивали экстравагантные хепенинги и обосновывались в кафе «Артистическое», стараясь воссоздать богемную атмосферу «Cabaret Voltaire». В собственной квартире у площади Кировских ворот (сейчас площадь Мясницкие ворота) был организован «Нолев ковчег» (1960 - 1961), где  помимо постоянного круга друзей собирались  художники, поэты, джазовые музыканты. Очень быстро «ковчег» оброс соседями. Друзья – художники, получившие мастерские в одном районе «Сретенского бульвара» (Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юло Соостер, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Анатолий Брусиловский) образуют неформальное одноименное содружество. Многие из них очень скоро объединились вокруг журнала «Знание-сила», где Соболев более 13 лет был главным художником. С 1980 по 1990 год Юрий Соболев совместно с режиссером Михаилом Хусидом ставит спектакли в театрах «Уральской зоны», участвуя в неформальном, но заметном реформаторском движении в кукольном театральном искусстве СССР 1970-1980-х годов. С 1990 года художник переезжает в Санкт-Петербург, где в рамках Международной Мастерской Синтеза и Анимации «Интерстудио», созданной им совместно с Хусидом продолжает работу над постановкой театральных спектаклей, одновременно являясь арт-директором Фестиваля театральных, музыкальных, и визуальных искусств «КукАрт» (с 1993). В 1994 году на базе Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства Юрий Соболев набирает курс художников,   для обучения по новой программе, в которую входили лекции по истории  современного искусства, перформанса, видеоарта и пр. «Школа Юрия Соболева», включавшая также  практические занятия и участие студентов в выставках стала первым подобным образовательным проектом в нашей стране.

О кураторах:

Анна Романова - историк искусства, независимый куратор, автор публикаций по современному искусству. С 2001 - 2005 гг. - старший научный сотрудник Отдела Новейших Течений Государственной Третьяковской галереи.

Крупнейшие выставочные проекты:

  • «Москва-Варшава / Warszawa-Moskwa. 1900 - 2000» Zachęta-Москва, 2004 - 2005 гг.
  • «В пределах прекрасного» Игорь Макаревич, Елена Елагина, ГТГ, 2006г.
  • «Альбомы нынче стали редки». Музей им. А.С.Пушкина, Москва, 2013 г.

 

Галина Метеличенко-Соболева - художник, дизайнер, педагог, куратор направления «Графический дизайн и реклама» в Международной Школе Дизайна (Санкт-Петербург). С 1996 года работает в области видеоарта. 2006-2013 гг. – художник-экспозиционер дворца-музея «Таврический дворец».

 

В рамках выставки пройдет ряд мероприятий: экскурсий, перформансов и круглых столов. Подробнее о расписании и программе - ЗДЕСЬ.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты