Московский музей современного искусства
Государственный центр современного искусства
Еврейский музей и Центр толерантности

УДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
СЕССИЯ II: ЧЕЛОВЕК И «ДРУГИЕ»
любовь, дружба, подозрение, отвращение

Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»
Eli Cortinas. Confessions with an open curtain. 2011
Ion Grigorescu. Alecsandri, 1980
Jonas Mekas. Outtakes of Life of a Happy Man, 2012
Jonas Mekas. Outtakes of Life of a Happy Man, 2012
Дата проведения: 02.11.2016 — 08.01.2017
Адрес: ММОМА, Ермолаевский переулок 17

Художественный руководитель проекта: Виктор Мизиано
Сокуратор сессии: Елена Яичникова

Консультанты проекта: Мадина Тлостанова и Александр Бикбов
Сокуратор первой сессии: Дарья Пыркина

Московский музей современного искусства представляет вторую сессию масштабного междисциплинарного и межинституционального проекта «Удел человеческий». Сессия «ЧЕЛОВЕК И „ДРУГИЕ“. Любовь, дружба, подозрение, отвращение» будет рассматривать человека в системе эмоционально-чувственных связей, его взаимодействие с социальным миром.

Сессия включит в себя исследовательский, экспозиционный и дискуссионный форматы. Отправной точкой для нее станет выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», название которой, следуя общему для всего проекта принципу референтности, отсылает к произведению американской художницы Шарон Хайес «Everything Else Has Failed! Don’t You Think It’s Time For Love?». В экспозицию войдут видео-работы, инсталляции, фотографии и книги от 23 художников со всего мира, в том числе работы Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола. Часть произведений будут сделаны авторами специально к проекту. Выставка в пространстве ММОМА в Ермолаевском переулке будет разделена на четыре смысловые части и покажет сложную внутреннюю диалектику, пожалуй, важнейшего из человеческих аффектов — любви.

Первая часть выставки — «Любовь холоднее смерти» — обобщает комплексную, неоднозначную природу любовного переживания, опровергая понимание любви как некоего экстатического и самодостаточного опыта. Любовь не создает из любящих некой целостности, а, напротив, возможна как раз в силу их внутренней раздвоенности: в каждом из них всегда уже есть другой. При этом, отдаваясь любовному чувству, человек не столько обретает другого, сколько возвращает себя себе. «Любящие, — писал Рильке, — трепетно оберегают одиночество друг друга». То, что мы обретаем в любви никогда не дается нам полностью, напротив, оно постоянно и подчас мучительно от нас ускользает. Избыток здесь оборачивает нехваткой. Это и только это предполагает возможность «вечной любви», «любви до гроба».

Как заметил Франсуа де Ларошфуко, любви бы не было, если бы о ней не писали книги. Во второй части выставки, названной «Фрагменты речи влюбленного», будет раскрыта составляющая культурной традиции любовного переживания: любовь — это всегда репрезентация; это всегда игра и сцена, любовь — это всегда приобщение к некой традиции любовного переживания и хотя бы от части любовь к самой любви.

Третья часть выставки «Церемониал любви» проследит, как любовь тяготеет к ритуалу, который можно считать антропологической основой любых социальных связей. Жан Жене обращал внимание на то, что любовь задается встречей. И встретившись раз, любящие испытывают потребность встречаться вновь и вновь, чаще и чаще.

Название четвертой части выставки «Личное есть политическое» отсылает к известному слогану американских политических активистов 1970-х («Personal is political»). Признаваясь в любви, мы более чем когда-либо стараемся избегать банальности. Как утверждает философия языка, меняя язык, мы меняем реальность; меняя наше повседневное поведение, мы меняем устройство социального мира. Так любовь становится метафорой и реальной силой общественного обновления. Будучи всегда событием, выпадающим из рутины, любовь, как утверждает Ален Бадью, — это всегда момент истины; она всегда утверждает возможность «нового способа быть».

Выставке будут сопутствовать видеопоказы, лекции и дискуссии. Основной блок программы запланирован на декабрь 2016 года.

Художники-участники выставки: Бисан Абу-Эйшех (Bisan Abu Eisheh), Рания Беллу (Rania Bellou), Феликс Гонзалес-Торрес (Felix Gonzalez-Torres), Йон Григореску (Ion Grigorescu), Нурия Гуэль (Nuria Guell), Акрам Заатари (Akram Zaatari), Софи Каль (Sophie Calle), Эли Кортиньяс (Eli Cortinas), Фуад Эль Кюри (Fouad Elkoury), Йонас Мекас (Jonas Mekas), Ли Мингвей (Lee Mingwei), Борис Михайлов (Boris Mikhailov), Трейси Моффатт (Tracey Moffatt), Николай Олейников (Nikolay Oleynikov), Йоко Оно (Yoko Ono), Кока Рамишвили (Koka Ramishvili), Мария Тереза Сартори (Mariateresa Sartori), Анита Сиефф (Anita Sieff), Энди Уорхол (Andy Warhol), Ханс Петер Фельдман (Hans Peter Feldman), Габриэлла Чианчимино (Gabriella Ciancimino), Катерина Шеда (Katerina Seda)

О проекте «Удел человеческий»

Задуманный тремя ведущими московскими институциями — Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Московским музеем современного искусства (MMOMA) и Еврейским музеем и центром толерантности — этот междисциплинарный проект предполагает разворачивающиеся во времени семь тематических сессий (включающих выставки, симпозиумы, лекции и мастер-классы).

Название проекта отсылает к одноименной книге Ханны Арендт, в которой она пытается дать ответ на один из ключевых вопросов минувшего века — как быть и остаться человеком перед лицом драмы Истории? Идея проекта, объединившего три музея, исходит из предположения, что человек и его место в мире XXI века сегодня вновь становится одной из центральных культурных проблем. Художники и мыслители начинают возвращаться к темам памяти и травмы, корней и бездомности, биографии и судьбы, надежды и любви, веры и верности. Современная реальность не может быть сведена к однозначным определениям и исчерпывающим интерпретациям, а потому именно человек и его опыт оказываются исходной и конечной точкой актуальной картины мира.

Проект «Удел Человеческий», сочетающий исследовательский, выставочный и дискуссионный форматы, затрагивает актуальные мировоззренческие проблемы, демонстрирует последний срез дискуссий в области гуманитарного знания, вовлекает в диалог ведущих мировых интеллектуалов. Его задача — не фиксация «конечных результатов», но демонстрация подвижности и многоаспектности современного знания и представления о мире. «Удел человеческий» призван стать объединяющей платформой для интеллектуального и художественного осмысления самых острых проблем современного мира и вызовов нашей драматической эпохи.

Завершится проект большой итоговой выставкой и публикацией сборника статей по материалам симпозиумов.

Подробнее о проекте.


 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты