Оценка услуг


MIGRATIO
ПРОЕКТ-РЕТРОСПЕКТИВА ВАЛЕРИЯ АЙЗЕНБЕРГА
В. Айзенберг. инсталяция «Интеллектуальный лес – лесополоса», 1992
В. Айзенберг, «ZIMA» (холст, масло 205х205 см), 1989
В. Айзенберг. Объект «Философия в будуаре»,1990. Собственность автора
В. Айзенберг, видео «ГЛАЗ», 2007
Дата проведения: 24 января — 5 марта, 2017
Адрес: ММОМА, Ермолаевский 17

Куратор: Леонид Бажанов

Московский музей современного искусства представляет масштабный проект-ретроспективу Валерия Айзенберга (1947 г.р.) «MIGRATIO», куратором которого выступил Леонид Бажанов. Задача выставки — показать контекст и развитие современного российского искусства за последние полвека через призму творчества одного из самых ярких российских художников, громко заявившего о себе в 1980-е годы и остающегося актуальным сегодня.

Название выставки «MIGRATIO» имеет несколько уровней прочтения, отражая смысловые пласты, заложенные в проект художником и куратором. «Миграция» — созвучное названию ретроспективы и близкое самому автору понятие. Стремительное движение свойственно не только географии жизни художника (Украина, Россия, Германия, Америка, Израиль), но и его перемещениям в поле искусства. Междисциплинарность и мультикультурализм — характерные черты творчества Валерия Айзенберга, исходящего из понимания искусства как пространства свободы и экспериментов. Это находит отражение в уникальном эклектизме его работ, включающих в себя многочисленные тенденции, концепции и виды современного искусства.

Выставка представит более 100 произведений, созданных художником в течение последних 40 лет, но выстроит их не в свойственном ретроспекции хронологическом порядке линии жизни, а сгруппирует особым инсталляционным образом. Объединенные в самостоятельные группы живопись, объекты, текстовые, видео- и фотоработы, перформативные и коллективные практики из разных периодов творчества автора связываются в выставке одним сюжетом и как бы замыкаются сами на себе. Это рождает мгновенный эмоциональный сигнал («MIG») — мимолетную вспышку эмпатии, происходящую между зрителем и произведением искусства.

Синопсисы, подготовленные художником и куратором ко всем группам объектов в пространстве выставки, служат ключом к пониманию инсталляций и раскрывают еще одну характерную черту творчества Валерия Айзенберга — дистанцированный рационализм («RATIO»). Такая особенность подхода автора помогает практически с математической точностью вписать весь кажущийся хаос броуновского движения в поле искусства в стройную последовательность интеллектуального выбора.

К выставке в ММОМА приурочен выход каталога, который, в отличие от экспозиции, имеет линейную структуру. Реперными точками здесь становятся выставки, проекты, перфомансы, скрупулезно собранные, описанные и выстроенные в хронологическом порядке. Данное издание стало результатом творческого симбиоза Валерия Айзенберга и Константина Аджера, предложившего концепцию структуры и оформления книги. При помощи такого построения читатель имеет возможность составить последовательную историю такой важной составляющей российского актуального искусства, как творчество Валерия Айзенберга — историю длинной в 40 лет.

Валерий Айзенбрег —российский художник, основатель программы ESCAPE, автор рассказов, эссе и критических статей по искусству. Родился 9 сентября 1947 года в городе Бахмач Черниговской области (Украина). Номинант премий Кандинского и Сергея Курехина, премии «Черный квадрат», «Соратник», «Внимание». Номинант литературной премии «Новая Словесность» («НОС» 2014) за роман «Квартирант». В числе группы художников программы ESCAPE представлял Россию на 51 Венецианской Биеннале. Принимал участие в спецпроектах Московских биеннале и Московского Международного кинофестиваля, в Пражской Биеннале, фестивалях «Европалия», «Современное искусство в традиционном музее» и других. В 2003 году программа ESCAPE первой в России получила премию «Черный квадрат» за достижения в области современного актуального искусства. Живет в Москве, Тель-Авиве и Нью-Йорке.

Леонид Бажанов — искусствовед, специалист по современному искусству второй половины ХХ — начала XXI века. Автор статей, посвященных теории и практике современного искусства, куратор художественных выставок в России и за рубежом, а также российских проектов на международных биеннале и триеннале в Венеции (российский комиссар Венецианской Биеннале в 2001 и 2002 гг.), Сан-Паулу, Стамбуле, Каире, Нью-Дели. Основатель творческого объединения «Эрмитаж», Центра современного искусства на Большой Якиманке, благотворительного фонда «Новое искусство». С 1994 по 2016 год являлся художественным руководителем Государственного Центра современного искусства. Член различных общественных организаций, творческих союзов, ассоциаций, комиссий, советов, в том числе: Международной ассоциации художественных критиков (AICA), Академии художественной критики, Консультативного совета по творческим проблемам искусства Министерства культуры РФ, Государственной экспертной комиссии Министерства культуры РФ, Комиссии по монументальному искусству Московской городской думы.

Константин Аджер — мультимедиа художник. Окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных; Московский государственный институт культуры (кларнет, саксофон); Заочный университет искусств (станковая живопись, графика); Международные мастерские театра синтеза и анимации «Интерстудио», Мастерская Юрия Соболева. Участник группы «Запасный выход» и программы ESCAPE. Константин вошел в программу ESCAPE в 2007 году, спустя 8 лет с момента ее создания, благодаря совместной работе Айзенберга и Аджера программа живет до сих пор.

В экспозиции использована краска, предоставленная компанией Manders.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты