15 СЕНТЯБРЯ — 16 ОКТЯБРЯ, 2016
6 сентября – 16 октября, 2016
1 сентября — 2 октября, 2016
8 сентября — 13 ноября, 2016
27 августа — 30 октября, 2016
21 июня — 26 августа, 2016
25 августа — 16 октября, 2016
3 июня — 18 сентября, 2016
IX Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2015»
Алиса Резник. Без названия. 2011. Предоставлено автором
Кристто & Эндрю. Mimetic Gestures (I). 2014. Lambda Print on Photographic Paper. Предоставлено авторами
Ольга Изаксон. Из серии «Sunstroke». 2008. Серебряно-желатиновая печать. Предоставлено автором
Игорь Самолет. Из серии «Гербарий». 2014. Цифровая печать. Предоставлено автором
Мария Ионова-Грибина. Артем и дети. Из проекта "Отцы". 2014
Вик Лащенов. Жить с другим.цифровой отпечаток. 2013-2014 гг
Иван Лунгин. Из серии «Exodus». 2013—2014. Цифровая печать. Предоставлено автором
Альберт Солдатов. «Бальтус». 2014. Одноканальное видео, звук. 13 мин. Стоп-кадр. Предоставлено автором
Дата проведения: 17 февраля - 29 марта 2015
Адрес: ММОМА, Ермолаевский пер., 17

В залах ММОМА на Ермолаевском, 17 в рамках Девятой Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2015» будут показаны художественные проекты российских и зарубежных авторов.

Алиса Резник «One another»
Куратор: Лаура Серани
При поддержке: Panasonic 

Алиса Резник – русская художница, живущая и работающая в Берлине. В возрасте 14 лет после распада СССР вместе с родителями она эмигрировала в Германию. Изучала философию в берлинском университете имени Гумбольдта и искусствоведение в итальянской Болонье. Благодаря знакомству с легендарными фотографами-документалистами Антуаном Д’Агата и Андерсом Петерсоном серьезно увлеклась фотографией, много путешествовала по Европе, России и Украине. В результате появился проект «Оne Another» – фотоотчет  о ее странствиях между Берлином и Санкт-Петербургом, Западом и Востоком, эпохами до и после падения Берлинской стены, который в 2013 году завоевал престижную премию European Publishers Award for Photography. В нем она исследует природу страха пустоты, темноты и одиночества, всего того, что разделяет людей, делает их хрупкими и уязвимыми.
«Как в фотографиях, так и в жизни я ищу людей, которые не боятся близости…», – признается Алиса Резник. Ее герои позируют на фоне выцветших занавесок и потертых банкеток, иногда отстраненно, порой с вызовом или презрением к камере. Портреты сменяются барами и пустыми гостиничными коридорами, заброшенными заводами, домами, в которых вроде бы не живут, несмотря на освещенные окна, деревьями, покрытыми снегом или обвитыми гирляндами, задавая особый ритм повествованию.

 

Кристто & Эндрю «Текучие портреты»
При поддержке: Panasonic

Художественный дуэт из Катара Кристто & Эндрю в рамках биеннале представляет проект «Текучие портреты». Работы художников демонстрировались в странах Ближнего Востока, в Северной и Центральной Америке и Европе. В прошлом году пуэрториканец Кристто Санс (род. 1985) и южноафриканец Эндрю Вейр (род. 1987) стали победителями конкурса «2014 Talents» журнала «FOAM». В своей работе они используют фотографию и видео, создавая портреты соотечественников, и наделяя каждый из них неуловимым символическим смыслом. Подобно фрагментам паззла, складывающимся в законченную картину, «Текучие портреты» Кристто и Эндрю создают причудливый симбиоз истории, политики, экономики и популярной культуры, обнажая конструкцию современного общества в том его состоянии, которое сложилось в районе Персидского залива. Преувеличенные цвета, постановочные композиции и странный юмор подчеркивают пластичное состояние постоянных изменений, в процессе которых формируются и взаимодействуют разнообразные образы жизни в Катаре.
Образы Кристто и Эндрю акцентируют внимание на двух параллельных диалогах: один из них разворачивается в локальном сообществе, другой – в экспатриации, и оба вовлекают в себя множество культур и субкультур, характерных для стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.

 

Ольга Изаксон «Путешествие»
Проект представлен Московской Школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко
При поддержке: MasterCard

«Путешествие» – первый музейный проект Ольги Изаксон. На выставке представлены две ключевые серии автора – «Солнечный удар» (2008 – настоящее время) и «Louis Vuitton. Путешествие: Екатеринбург» (2012).
История сотрудничества  молодой художницы и знаменитого модного дома началась в 2011 году, когда Ольгу пригласили фотографировать бэкстейдж – съемку в стиле фильма «Ночной портье» для журнала Grazia. Вдохновленные удачным началом, российские представители Louis Vuitton предложили Ольге принять участие в создании фэшн-серии,  главными «действующими лицами» которой были бы аксессуары модного бренда и столица русского конструктивизма – город Екатеринбург. Строгие черно-белые снимки, работая над которыми  Ольга Изаксон обращалась к  творчеству Александра Родченко, подчеркивают связь моды и архитектуры, строятся на чистоте линий и объемах, очерченных минимумом средств, как это было присуще конструктивизму 1920-х – 1930-х годов.
Серия «Солнечный удар» хронологически предшествует становлению Ольги как фэшн-фотографа и именно с нее началась ее профессиональная карьера. Работа над ней была начата в 2008 году  и продолжается до сих пор. Разреженный, раскаленный солнцем воздух, резкие контрастные тени определяют архитектонику этих снимков, подчас вытесняя  силуэты загорающих людей и вовсе на периферию. Этот композиционный прием формирует эстетику снимка, сделанного исподтишка, «не прицеливаясь», – снимка фотографа-вуайера. И в то же время – транслирует сомнамбулическое, полусонное состояние, которому поддаются и люди, попадающие в объектив, и подглядывающий за ними фотограф.

 

Игорь Самолет «Гербарий»
Проект представлен Московской Школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко
При поддержке: Panasonic

Молодой российский художник, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко Игорь Самолет – переносит нас в деревню, но не простую, а совершенно удивительную, находящуюся в каком-то ином измерении, оказавшись в котором только и остается, что ловить себя на мысли о нереальности, происходящего и размышлять о сложной организации этого пространства. В разные времена в этой воображаемой деревне жили то крестьяне, то колхозники, то дачники, оставляя следы своего пребывания, наполняя ее новыми смыслами, которые и фиксирует Игорь Самолет: «…проникая в разные слои этого прошлого, я стараюсь уловить настроение – то дачно-лирическое, то коллективно-колхозное, то суеверное. Перемешивая все эти состояния, я стараюсь составить портрет этого места и подружиться с ним».

 

Мария Ионова-Грибина «Отцы»
Куратор: Нина Левитина
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»
При поддержке: Panasonic

Проект Марии Ионовой-Грибиной посвящен исследованию самоидентификации современного российского мужчины через отцовство. Проект несет в себе элемент перформанса: автор приглашает на съемку бездетных мужчин (бездетность и совершеннолетие – единственные требования к моделям), но не сообщает им тему и предполагаемые обстоятельства съемки. Добровольца Мария знакомит со своими детьми и предлагает представить, что теперь это его дети. Чем бы он мог с ними заняться? Помочь с уроками или поиграть? Вместе приготовить обед или починить самокат? Как бы он хотел сфотографироваться со «своими» детьми? Фотограф исследует сознательное и бессознательное поведение мужчины перед камерой: не откажется ли он от съемки, будет ли чувствовать себя свободно или скованно, насколько язык его тела отразит его психологическое состояние.

 

Вик Лащенов «Жить с другим»
Куратор: Нина Левитина
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»
При поддержке: Panasonic

Вик Лащенов исследует тему личного пространства. Проект «Жить с другим» – попытка найти зону комфортного безопасного одиночества внутри интерьеров IKEA. «Внутренняя организация магазина предполагает смешивание личного и социального, – рассказывает художник, – готовые интерьеры предъявляют себя как территорию личного, предлагая примерить комфорт уютного дома. В тоже время это магазин – социальное пространство, предполагающее определенные правила поведения. Я расширяю свое личное пространство, нарушая правила магазина и вовлекая покупателей во взаимодействие со мной». Таким образом,  Вик Лащенов акцентирует наше внимание на столкновении личного и публичного.

 

Иван Лунгин «Exodus»
Куратор: Ольга Свиблова
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»
При поддержке: Panasonic

«Exodus» – первый фотопроект Ивана Лунгина, которого мы знаем, прежде всего, как живописца и автора инсталляций. Но и здесь, фотография, прежде всего, является материалом, из которого вырастает очередная инсталляция. Иван Лунгин тоже размышляет над феноменом пустоты. Эта пустота парадоксальным образом зарождается в  городе, и ее синонимом в проекте «Exodus» становится толпа. В неподвижной городской архитектуре, которая является предметом его живописных, а теперь и фотографических работ, человеческий силуэт – всего лишь безликая тень, призрак, пустота. Только «вырывая спины, затылки, части ландшафта из привычного контекста, останавливаясь на секунду, обрамляя их в субъективные рамки, мы наделяем их жизнью, смыслом, символикой – одушевляем», - пишет Иван Лунгин в предисловии к проекту.

 

Альберт Солдатов «Бальтус»
Проект представлен Московской Школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко
При поддержке: Panasonic

Проект Альберта Солдатова – «Бальтус», завоевавший в 2014 году Премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» – это рассказ о современном состоянии человека, которое ярче всего характеризуется словами: безыдейность, бездействие и комфорт. Видео состоит из десяти сцен, воспроизводящих сюжеты художника Бальтуса. Закадровые диалоги сведены к бессмысленным фразам, взятым из соцсетей. А персонажи символизируют современного пользователя, перегруженного информационным шумом. Автор показывает, нам «…человека с комфортом расположившегося на диване с гаджетом в руках, который водит пальцем по тачскрину, а бесконечное мелькание картинок на экране вводит его в состояние оцепенения — как у персонажей Бальтуса. Само слово «бальтус» уже перестало быть только именем французского художника, оно стало синонимом состояния зависания, одеревенения тела и сознания».

 

Петр Ловыгин. «Черный карлик»
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Фотограф Петр  Ловыгин  показывает на биеннале свой новый проект «Черный карлик». Слушая одноименный романс Александра Вертинского, зритель отправляется в удивительное путешествие по российской глубинке, по воле автора  превратившейся в сказочную страну,  в которой  Черный карлик рассказывает Принцессе свои волшебные истории.  Но Принцесса не может их оценить. Осознав, что все старания напрасны, что невозможно открыть глаза тому, кто не способен видеть, Карлик покидает Принцессу, как только изображение исчезает с экрана – жизнь Принцессы становится пустой, теряет смысл.

 

Кристина Лукас «Свобода-резоне»
Проект представлен Европейским домом фотографии, Париж
При поддержке Посольства Франции в России и Французского института в России
При поддержке: MasterCard

В своих рисунках, фотографиях, видеоработах и инсталляциях испанская художница Кристина Лукас исследует устойчивые стереотипы (политические, культурные, гендерные, религиозные, художественные и т. д.). В процессе их рассмотрения она ставит под сомнение и ниспровергает символы, мифы и метафоры, связанные с западной патриархальной культурой и системой мужского доминирования. «Свобода-резоне» переосмысливает известную картину Эжена Делакруа, написанную в 1830 году, «Свобода, ведущая народ», которая посвящена трехдневному восстанию, произошедшему в Париже в июле 1830 года, когда король Карл X был свергнут, а на престол взошел Луи-Филипп, герцог Орлеанский. Картина Делакруа признана символом Французской республики и демократии; центральная фигура изображенной на полотне молодой женщины, аллегории свободы, показана энергичной, мятежной и победоносной. В противоположность этому в фильме Лукас она предстает уязвимой, испуганной и измученной.


Мари Бово «Арбуз»
Проект представлен Европейским домом фотографии, Париж
При поддержке Посольства Франции в России и Французского института в России
При поддержке: MasterCard

 Мари Бово рассказывает о видео «Арбуз», представленном на биеннале: «Арбуз с шумом катится по улицам, останавливается, ударяется и снова срывается с места с завидным упорством, пока не разваливается на куски. Как и все комические персонажи, он забавный и трогательный, всегда неуклюжий. Он вызывает ощущение трагизма и патетики. Пока он окончательно не приносит себя в жертву, его мытарства открывают запутанное пространство, порожденное этим одиноким движением.
«Арбуз» был снят в Сеуле, постоянно растущем городе, расширившемся уже в два-три раза. Это, пожалуй, уникальная отличительная особенность азиатских городов – небольшие дома, улицы, районы складываются в гигантские, бесконечные мегаполисы, таким образом смещаясь с одного края масштабной шкалы к другому.
По сути «Арбуз» противоречив: он входит и выходит, снова входит и снова выходит, и так без конца… Эти противоречивые действия усиливают пространственную противоречивость».

 

Ютта Штромайер «Пассажир»
Проект представлен Европейским домом фотографии, Париж
При поддержке Посольства Франции в России и Французского института в России
При поддержке: MasterCard

 В работе «Пассажир» (2004) австрийская художница Ютта Штромайер соединяет ряд цифровых изображений, которые снимались каждую минуту на протяжении нескольких дней в пустых интерьерах с большими окнами, выходящими на улицу. Так как освещение менялось от дневного к ночному, а затем наоборот, эта аскетичная инсталляция стала исследованием того, каким образом наше восприятие внутреннего и внешнего может постепенно меняться; она создает своего рода медитативное ментальное пространство, приглашающее зрителя поразмышлять об ощущении присутствия и отсутствия, привычного и незнакомого.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты