АНДРЕЙ КУЗЬКИН. Право на жизнь.
МИШМАШ. Протезы и замещения
Андрей Кузькин. Все что есть – все мое. 2010,
6 Берлинская Биеннале Современного искусства. Документация перформанса.
Фото Уве Вальтера
Андрей Кузькин.
Перформанс с деревом. 2013.
Документация акции
МишМаш.
Посохи.
Лист из книги «Проекты и Замещения». 2015. Акварель, фломастер
МишМаш.
Из проекта «Протезы и Замещения». 2015. Гипс, смешанная техника
Дата проведения: 9 февраля — 8 марта, 2016
Адрес: ММОМА, Ермолаевский 17

Куратор Наталья Тамручи

Московский музей современного искусства представляет сразу два проекта, объединенных куратором Натальей Тамручи в здании музея на Ермолаевском переулке, 17 – «Право на жизнь» Андрея Кузькина и «Протезы и замещения» арт-группы «МишМаш». Московские художники, наследники концептуальной традиции: лауреат Государственной премии «Инновация» в номинации «Новая генерация (2009) Андрей Кузькин и творческий тандем Миши Лейкина и Маши Сумниной, существующий с 2000 года, – оказались в одном пространстве не случайно. Несмотря на то, что выставки независимы, их авторы преследуют свои цели и используют разные приемы, но сам исходный материал в обоих проектах если не полностью совпадает, то находится в близком соседстве, в пределах видимости друг от друга.

Расположившийся на первых трех этажах музея проект Кузькина включает в себя масштабную фото- и видео-документацию 70 акций  и перформансов, прошедших за последние 8 лет активной творческой деятельности художника. Специально созданные для выставки фото-планшеты становятся, используя слова самого автора, материальным подтверждением памяти,  намеренно придавая выставке характер «ретроспективы».

В экспозиции проекта «Протезы и замещения» дуэта «МишМаш» на четвертом этаже музея представлены предметы и тексты, также связанные с акционистской деятельностью арт-группы.  Авторы выясняют, насколько субъективный описательный текст или объект, выступающий как артефакт, консервирующий в себе воспоминания о событии, могут служить инструментом фиксации памяти, и насколько эта фиксация соответствует правде.

Художники не просто занимаются похожими практиками, они активно взаимодействуют, участвуя в акциях друг друга. Неудивительно, что между обеими выставками возникает множество перекличек, точек соприкосновения и даже зоны совмещения. Например, в экспозиции будет показано видео их общего друга художника Владимира Мачинского, документирующее акцию «Зеленые качели», авторство которой могло бы быть оспорено любой из сторон.

Словом, в обоих проектах речь идет о формах фиксации памяти, о следах, которые оставляет событие, – в данном случае событие художественное: акция или перформанс, и о том, насколько эти следы способны удержать воспоминания или сами стать новой единицей памяти, новым произведением, которое спешит занять опустевшее место.

В результате зрителю представляют два близких, но все же не совсем совпадающих, взгляда на одни и те же события и вещи. И он получает возможность включиться в эту игру перекрестных жестов, пуститься в поиск подобий и отличий, то есть увидеть больше, чем он мог бы, покажи мы каждый проект в отдельности.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты