1
июля
2016
-
4
августа
2016
Цифровая экология. Искусство после интернета.

Дискуссионно-образовательная программа V Московской международной биеннале молодого искусства

 

Куратор: Дарья Пыркина

Дискуссионно-образовательная программа биеннале молодого искусства построена вокруг наиболее острых и актуальных тем в сегодняшнем художественном контексте, оказавшихся в центре рефлексий художников новой генерации. Эти темы сформулированы куратором основного проекта биеннале Надимом Самманом в его концепции «Глубоко внутри»: новые технологии и проблема дигитального мышления, искусство после интернета, иные измерения телесности (уже не «тело-без-органов», но виртуальное «тело-без-плоти»), экологическая проблематика и тонкости взаимодействия человека и природы, глобальные сети коммуникации и локальные сообщества, проблема функционирования искусства вне музеев и галерей и новый виток институциональной критики, в том числе и института биеннале.

Важную часть в образовательной программе занимают лекции теоретиков — искусствоведов, философов, социологов и антропологов, осмысляющих сегодняшнее состояние мира. Однако очевидно, что представленный корпус мировоззренческих проблем, на которые откликаются молодые художники, имеет множество референций в истории искусства недавнего прошлого. Поэтому к участию в образовательной программе приглашены художники старших поколений, которые встретятся с молодыми в рамках публичных диалогов-дискуссий. Установление связи поколений особенно важно для российского художественного контекста, где лишь немногие из очень крупных и известных сегодня художников обладают опытом преподавания, непосредственной трансляции своих наработок молодым авторам. Существенной частью образовательной программы станет также серия портфолио-ревю — публичное обсуждение именитыми кураторами и художниками работ начинающих авторов, отобранных на конкурсной основе.

Дискуссионно-образовательная программа, таким образом, даст широкому зрителю возможность погрузиться в актуальные художественные дискуссии с проекцией в историю искусства прошедших десятилетий, а профессиональной аудитории — прежде всего молодым художникам — предоставит уникальную площадку для апробации своих идей.


Расписание:

1 июля, пятница, 12:00, 14:00
Портфолио-ревю
12:00 — портфолио-ревю с Айей Лури
14:00 — портфолио-ревю с Терезой Мёлленхофф
Место проведения: Тех-хаб «Ключ», Трехгорная мануфактура, стр. 17–18, 3-й этаж

Во время портфолио-ревю прошедшие конкурсный отбор начинающие художники представят свои реализованные проекты и поделятся самыми смелыми идеями будущих работ с известными международными кураторами, получив возможность узнать экспертное мнение по поводу своей творческой стратегии и перспектив.

Участники:
Айя Лури — директор и главный куратор Музея современного искусства в Герцлии, автор многочисленных критических и исследовательских статей, эксперт в области искусства, член множества комитетов по искусству в Министерстве культуры и спорта Израиля. Преподавала в Университете Тель-Авива, Академическом колледже «Тель Авив-Яффо» и в Университете имени Бен-Гуриона. Айя Лури занимала должности главного куратора в Институте фотографии Шпильмана (2011–2014), приглашенного консультанта в Университете Тель- Авива на курсе музееведения (2004–2012).

Тереза Мёлленхофф — художественный критик, искусствовед и куратор Музея Аструпа Фернли в Осло, член норвежской ассоциации кураторов.

2 июля, суббота, 12:00
Что скрывается «глубоко внутри». Дискуссия
Участники: Надим Самман, Жуан Лаия, Валерия Манчинелли, художники-участники Основного и Стратегических проектов.
Место проведения: Тех-хаб «Ключ», Трехгорная мануфактура, стр. 17–18, 3-й этаж

Кураторы Основного и Стратегических проектов прокомментируют свои проекты и проанализируют основные тенденции искусства сегодняшнего дня. Цифровые технологии и материальность, экология и природные взаимосвязи, коммуникация и локальные сообщества, новые параметры искусства и способы институциональной работы с ним — таковы основные темы дискуссии.

Участники:
Надим Самман — британский куратор, редактор журнала Near East Magazine. Куратор основного проекта «Глубоко внутри» V Московской международной биеннале молодого искусства.

Жуан Лаия — сооснователь, содиректор и сокуратор пространства современного искусства The Green Parrot в Барселоне. Внештатный научный сотрудник Центра современного искусства Фонда Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне. В качестве автора сотрудничает с газетой Público, журналом Frieze, а также пишет для портала artecapital.net. Куратор Стратегического проекта V Московской международной биеннале молодого искусства «Г И П Е Р С В Я З И».

Валерия Манчинелли — куратор и исследователь. Живет во Флоренции, занимает должность помощника художественного руководителя кинофестиваля Lo schermo dell’arte. На протяжении последних восьми лет организует работу независимой выставочной площадки S.a.L.E. Docks в Венеции. Входит в число инициаторов проекта Trial Version в области кураторства и городской архитектуры (Флоренция). Сокуратор (совместно с Сильвией Франческини) Стратегического проекта V Московской международной биеннале молодого искусства «Время обоснованных сомнений».

7 июля, четверг, 19:30
Пароход современности. Часть 1. Дискуссия
Участники: Владимир Логутов, Александр Пономарёв
Место проведения: Тех-хаб «Ключ», Трехгорная мануфактура, стр. 17–18, 3-й этаж

Важная часть дискуссионно-образовательной программы — публичные дискуссии художников разных поколений, диалоги-интервью, где более молодой автор расспрашивает старшего коллегу о его работах и повествует ему о своих. Таким образом, молодое поколение актуализирует искусство недавнего прошлого, демонстрирует, что именно релевантно для сегодняшнего дня, — или, напротив, полемизирует с ним и «сбрасывает его с парохода современности».

Участники:
Владимир Логутов — современный российский художник и куратор, один из наиболее известных мастеров молодого поколения. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом, в том числе 1-й и 2-й Московских биеннале современного искусства (специальные проекты и параллельная программа), 4-й триеннале современного искусства в Гуанчжоу, дважды номинант премии Кандинского, номинант премий «Инновация» и «Черный квадрат».
Александр Пономарев - российский художник, кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве». В своей художественной практике исследует взаимодействие с природными стихиями. Подводная лодка, всплывшая рядом с Лувром, появившийся в Истре «Летучий Голландец» - работы Пономарева поражают непредсказуемостью своего появления и внутренней стихийной мощью. Его произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге и по всему миру: в музеях Франции, Германии, Испании, США, и во многих частных коллекциях. Исследователь, художник и моряк, Александр Пономарев является одним из самых влиятельных деятелей искусства нынешнего времени.

14 июля, четверг, 19:30
Пароход современности. Часть 2. Дискуссия
Участники: Оля Кройтор, Леонид Тишков
Место проведения: Тех-хаб «Ключ», Трехгорная мануфактура, стр. 17–18, 3-й этаж

Участники:
Оля Кройтор — российский художник, перформансист, выпускница ИПСИ, Московского государственного педагогического университета и Школы современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства. Участница выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге, Алма-Ате, Берлине и др. Лауреат премии Кандинского 2015 года в номинации «Молодой художник. Проект года».
Леонид Тишков — российский художник. Получил медицинское образование, работал врачом, научным и художественным редактором «Медицинской энциклопедии». С 1980 года свободный художник, профессиональная деятельность которого сосредоточена только на изобразительном искусстве. Участник крупнейших российских и международных выставок, среди которых «Москва — Berlin / Берлин — Moskau 1950–2000», «Москва — Варшава» и многие другие. Последние годы Леонид Тишков работает над темой памяти, соединяя фольклор, семейные воспоминания, сюрреалистические образы, романтическое видение и русскую сказовую традицию.

21 июля, четверг, 19:30
Элвия Уилк. «Машина времени. Эко-арт и предыстория искусства». Лекция
Место проведения: Тех-хаб «Ключ», Трехгорная мануфактура, стр. 17–18, 3-й этаж

В продолжение своей статьи для каталога V биеннале молодого искусства Элвия Уилк в своей лекции анализирует историю художественных практик, которые включают в себя экологические системы и циклы. Осмысление взаимоотношений искусства и экологии — от артефактов доисторической эпохи через ленд-арт 1960-х годов до настоящих (и будущих) антропоцентрических практик — превращается в механизм путешествия во времени, нанося на карту пространства нечто преходящее. Каким образом сегодня искусство может актуализировать значимость экологии, связанной не только с нашей планетой, но и с космосом?

Элвия Уилк — арт-критик и редактор, живет и работает в Берлине. Ее статьи публиковались в журналах Frieze, Art Agenda, e-flux, The Architectural Review, Art in America, die Zeit. Сооснователь журнала Uncube по архитектуре и дизайну, где она была редактором в 2012–2016 годах. В настоящее время является соредактором Rhizome.org и редактором публикаций фестиваля искусств и цифровой культуры Transmediale. Автор аналитической статьи в каталоге V Московской международной биеннале молодого искусства.

28 июля, четверг, 19:30
Пароход современности. Часть 3. Дискуссия
Участники: Валерий Чтак, Юрий Злотников
Место проведения: Тех-хаб «Ключ», Трехгорная мануфактура, стр. 17–18, 3-й этаж

Участники:
Валерий Чтак — российский художник, яркий представитель «поколения нулевых». С 1998 года участник Школы современного искусства Авдея Тер-Оганьяна. В 2000–2005 годах — член общества «Радек». С 2002 года участвует в групповых выставках и представляет персональные выставки в России и за рубежом. Его работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Государственной Третьяковской галереи, а также в частных коллекциях.
Юрий Злотников — один из важнейших российских художников второй половины ХХ века, представляющих отечественное абстрактное искусство. Автор серии «Сигнальная система» (1958–1961), одного из первых примеров послевоенной абстракции в СССР. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Работы Юрия Злотникова хранятся во множестве российских и иностранных государственных и частных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный центр современного искусства, Московский музей современного искусства, Музей Зиммерли Университета Ратгерс и др.

4 августа, четверг, 19:30
Цифровая западня: драйверы и джокеры современного искусства. Дискуссия
Участники: Дмитрий Булатов, Дмитрий Галкин
Место проведения: Тех-хаб «Ключ», Трехгорная мануфактура, стр. 17–18, 3-й этаж

Современное искусство оказалось в тотальной цифровой западне. Почему? Потому что современное вдруг стало равно digital. Contemporary = digital. Западня такова: либо перспективы развития искусства «естественным образом» задаются возможностями цифровых технологий, либо отторгаются во имя ультраконсервативного сохранения мифического Искусства. К тому же digital провоцирует ограниченность интересов художников в сфере новых технологий областью имажинативной игры (что, впрочем, всегда и ожидалось от изобразительных искусств). Именно так, например, дело обстоит в кинематографе и мейнстриме от искусства, которые охотно используют визуальные эффекты новых медиа. Эти практики остаются глубоко консервативными по своей сути, поскольку подразумевают выполнение все той же работы совершенствования и накопления изобразительности. Но любая западня — часть какой-то игры. Художникам, кураторам, критикам ничего не остается, как подхватить эту игру с «джокерами» и «драйверами» современного искусства в цифровой западне. Кто же раздает «джокеров» и загружает «драйвера»?

Участники:
Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, специалист в области science art, куратор Балтийского филиала ГЦСИОрганизовал и курировал более двадцати международных проектов в области science art и новых медиа. Член редакционных советов журналов DOC(K)S (Франция) и NOEMA (Италия). Автор проектов, посвященных различным аспектам взаимоотношений искусства и высоких технологий (sci-art, роботехника, генная инженерия, нанотехнологии и др.). Дважды лауреат премии «Инновация» (2008, 2013). В 2014 году номинирован на «Золотую Нику» фестиваля Prix Ars Electronica (Австрия) в разделе Visionary Pioneers of Media Art.
Дмитрий Галкин — исследователь и теоретик цифровой культуры, куратор. Профессор Национального исследовательского Томского государственного университета, старший научный сотрудник НОЦ PAST, куратор Сибирского филиала ГЦСИ. Автор серии публикаций, посвященных теории и истории цифровой культуры, а также монографии «Цифровая культура: горизонты искусственной жизни» (ТГУ, 2013).

 

 
30
августа
2017
19.30
Специальная лекция в рамках выставки Антонио Гауди.
«Исторические корни Саграда Фамилия Гауди. Что значит возвести храм?»

Как и все по-настоящему уникальные художники, Гауди должен был прийти к своей индивидуальности, прежде осознав и проработав все архитектурное наследие своей эпохи.

17
августа
2017
19.30
«Каталонская мебель периода модерн: специфика стиля и символическая составляющая мебельного декора»

Специальная лекционно-образовательная программа в рамках выставочного проекта «Антонио Гауди. Барселона» в Московском музее современного искусства на Петровке 25.

Каждый вторник
19:00
МАСТЕР-КЛАССЫ ПО МОТИВАМ ВЫСТАВКИ «АНТОНИО ГАУДИ. БАРСЕЛОНА»

Московский музей современного искусства приглашает вас на серию мастер-классов для взрослых в рамках выставки «Антонио Гауди. Барселона»

26
июля
2017
19.30
«Романтический модерн Европы: от Барселоны до Москвы»

Специальная лекционно-образовательная программа в рамках выставочного проекта «Антонио Гауди. Барселона» в Московском музее современного искусства

12, 19, 26
августа
2017
Экскурсии по выставке «Одна планета — общее будущее».

Еженедельная, субботняя встреча с медиаторами проекта ASK ME ABOUT ART.

15
июля
2017
16:00
Лекция Елены Петровской «Космология Д.А. Пригова и его художественная практика»

С 14 по 23 июля в Москве пройдет фестиваль «Неделя Д.А. Пригова», посвященный памяти поэта и художника Дмитрия Александровича Пригова. 16 июля 2017 года исполняется 10 лет со дня его смерти. Фонд Пригова подготовил цикл мероприятий — выставок, концертов, лекций и перформансов, посвященных Дмитрию Александровичу Пригову и его творческому наследию.

4
июля
2017
«Портфолио-ревю» и школа «Арт-грейд»

В Тюменской области при поддержке СИБУРа пройдет конкурс для молодых художников на участие в уникальных образовательных проектах — «Портфолио-ревю» и школа «Арт-грейд».

1  2  3  4  5
 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты