Фонды
Избранные произведения
Тематические экспозиции
Коллекция. Точка обзора
Специальные проекты
Коллекция в регионах
 

ПЕЙЗАЖ ВЕЧНЫЙ, ПЕЙЗАЖ МЕНЯЮЩИЙСЯ
Из коллекции Московского музея современного искусства
Франциско Инфанте (р. 1943) Артефакт из серии «Аппликации». 1993.
Фотобумага, сибахром. 50,5 х 50,5 см
Вячеслав Колейчук (1941-2018) Из серии «Утро на Ветлуге». 1987.
Бумага, печать, коллаж. 42 х 55 см
Дамир Муратов (р. 1967) «Олени на Луне». 2005-14.
Печать на ткани, вышивка. 90 х 130 см
Татьяна Назаренко (р. 1944) «Бухта острова Шикотан». 1975.
Холст, масло. 65 х 70 см
Владимир Потапов (р. 1980) «Сохранить изменения». 2009.
Холст на пенокартоне, масло, печать, коллаж. 90 х 70 см
Дата проведения: 11 июня — 1 сентября, 2019
Адрес: Магаданский областной краеведческий музей

Кураторы: Катерина Зайцева, Владимир Прохоров
Архитектура: Мастерская Б

Московский музей современного искусства совместно с фестивалем-школой «Территория» и золотодобывающей компанией «Полюс» представляют выставку, посвященную пейзажу в отечественном искусстве XX-XXI вв. Объединяя эпохи и художественные течения, проект в Магаданском областном краеведческом музее позволит увидеть этот привычный и, казалось бы, «нейтральный» жанр как точный инструмент художественного истолкования природного и социального пространства. «Пейзаж вечный, пейзаж меняющийся» продемонстрирует зрителю срез коллекции ММОМА через обращение к одному жанру — пейзажу, а также через преломление этого жанра в произведениях мастеров новейших течений. Выставка проходит в рамках фестиваля «Территория. Магадан».

Проект «Пейзаж вечный, пейзаж меняющийся», подготовленный кураторами MMOMA, включает в себя три смысловых блока: «Традиция», «Трансформации» и «Fata Morgana». Во всех них природная и городская среда являются основным объектом творчества и авторского размышления, но в разном значении: художник выступает здесь и как очарованный наблюдатель, и как создатель новых кодов окружающего мира, и как провидец-визионер.

Произведения самых разных художников из коллекции MMOMA станут своеобразным путеводителем по жанру пейзажа, а дополнением к ним послужат избранные картины и уникальные геологические экспонаты из обширного собрания Магаданского областного краеведческого музея.

Пейзажную «классику» на выставке представляет ученик Аполлинария Васнецова, участник выставки «Голубая роза» (1907), выдающийся пейзажист первой половины ХХ века, Николай Крымов. Послевоенное искусство продемонстрировано работой Юрия Жданова: «Дождь. Большая Дорогомиловская улица» знакомит зрителя с жизнью столицы времен «хрущевской оттепели». Неофициальное направление, противостоявшее советскому официозу, представлено в серии артефактов Франциско Инфанте: художник в соавторстве с женой Нонной Горюновой создает пространственные инсталляции в природных ландшафтах. «Посторонние» рукотворные предметы интегрируются в природу так деликатно, что зрителю сперва трудно определить, как создан этот причудливый пейзаж. На выставке представлены две серии артефактов — «Геометрические горизонты» (1992) и «Близкое в далёком, далёкое в близком» (1997). В этих сериях художник обращается к природе Крыма и Испании.

Российское актуальное искусство представлено на выставке в лице номинанта Премии Кандинского, Владимира Потапова. Его работа «Сохранить изменения?» привлекает парадоксальным столкновением классической живописи с интерфейсом операционной системы Windows. По воле художника на фоне произведения — в данном случае пейзажа — всплывает системное сообщение, что напоминает нам об иллюзорности живописного изображения, а кого-то заставляет автоматически искать компьютерную мышь, поддавшись иллюзии второго порядка.

В выставке принимают участие также и произведения из фондов Магаданского краеведческого музея. Работа Кирилла Шебеко посвящена нереальным, фантастическим пейзажам-миражам: полотно изображает знаменитую полярную станцию «Северный полюс»; эта символическая композиция отражает метафизическую сущность крайнего Севера. База полярников у художника превращается в сказочное царство холода, накрытое «куполом» изо льда и снега.

«Пейзаж вечный, пейзаж меняющийся» станет первым проектом ММОМА, задача которого исследовать основные жанры и течения в искусстве на основе своей коллекции.

Конкурс «Полюс. Золотой сезон» призван содействовать развитию социальной среды в регионах присутствия компании за счёт поддержки репертуарного театра и национальной театральной школы. Конкурс проходит с 2016 года среди театральных коллективов четырёх регионов: Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областей.

Международный фестиваль современного искусства «Территория» — единственный в России фестиваль-школа с международным статусом. Цель фестиваля-школы «Территория» — объединение профессионалов театра, танца, изобразительного и музыкального искусства, создание смотра, который знакомил бы зрителя с наиболее актуальным исполнительским искусством разных жанров. Каждый год на основе конкурсного отбора фестиваль приглашает в Москву 50 молодых актёров, режиссёров, музыкантов, хореографов, художников и арт-менеджеров. Специально для них организована образовательная программа: за 13 лет истории фестиваля студенты «Территории», в частности, побывали на лекциях и мастер-классах таких режиссёров, как Ян Фабр, Деклан Доннеллан, Томас Остермайер, Жозеф Надж, Дмитрий Крымов, Лев Додин, Алексей Герман-младший и многих других. В арт-дирекцию фестиваля входят ведущие деятели современного искусства, проводники новейших культурных инициатив: Евгений Миронов, Роман Должанский, Василий Церетели, Кирилл Серебренников и Чулпан Хаматова.

Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Основан в 1999 году. Сегодня ММОМА является одним из самых активных участников художественной жизни страны и располагается на семи площадках, шесть из которых находятся в историческом центре Москвы, в пределах Садового кольца, а одна — в Перове, где расположился Музей Вадима Сидура, экспозиция которого полностью переведена на азбуку Брайля. Собрание музея представляет основные этапы развития авангарда, в особенности в России. Ежегодно музей проводит более 70 проектов самого разного масштаба — от дебютных показов начинающих авторов и концептуальных экспозиций до международных фестивалей и ретроспектив крупных художников. Приоритетными направлениями деятельности ММОМА также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа и разработка инклюзивных проектов.

ПАО «Полюс» — крупнейший производитель золота в России и одна из десяти ведущих золотодобывающих компаний в мире по объёму производства. Согласно данным отчёта о запасах руды и минеральных ресурсах за 2017 год, «Полюс» занимает второе место среди крупнейших золотодобывающих компаний мира по объёмам приходящихся на его долю запасов и ресурсов. Основные производственные объекты группы расположены на территориях Красноярского края, Иркутской и Магаданской областей, а также Республики Саха (Якутия).

 

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1