Фонды
Избранные произведения
Тематические экспозиции
Коллекция. Точка обзора
Специальные проекты
Коллекция в регионах
 

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
Правительство Омской области
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Цикл «Мастера искусств ХХ века из собрания Московского музея современного искусства»
Нико Пиросмани. Компания заходите! Вывеска для духана. 1910-е. Металл, масло
Нико Пиросмани. Лань. 1910-е. Картон, масло
Нико Пиросмани. Пир. 1910-е. Клеенка, масло.
Дата проведения: 2 — 28 августа, 2016
Адрес: Омский областной музей изобразительных искусства имени М.А. Врубеля. г. Омск, ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус.

Московский музей современного искусства представляет проект, который познакомит зрителей Омска с работами одного из центральных мастеров искусства ХХ века Николая Пиросманишвили, известного как Нико Пиросмани. Выставка пройдет в рамках Дней Москвы в Омске и будет приурочена к 300-летию города. В экспозиции будут представлены около 20 живописных работ, созданных Пиросмани в 1910-е годы, в наиболее плодотворный период его творчества. Выставка продолжит серию проектов «Мастера искусств ХХ века из коллекции Московского музея современного искусства», подготовленных для показа в российских регионах с целью культурного взаимообмена и поддержания единого ритма художественной жизни страны.

Николай Пиросманишвили родился предположительно в 1862 году в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани (Кахетия). Учиться ремеслу она начал у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Первые его самостоятельные работы — вывески для торговых заведений, декоративные панно, украшающие духаны, картины и портреты на заказ — датируются второй половиной 1890-х годов. В качестве полотна Пиросмани работал с картоном, холстом и клеенкой, пользовался красками собственного изготовления и определенного цветового набора, который, на первый взгляд, может показаться аскетичным, однако, в этой колористической лаконичности и проявился незаурядный дар художника, его склонность к монументальной форме, тяготеющей к особой целостности образа.

Существенная часть сохранившихся работ Пиросмани по оценкам искусствоведов — вывески, популярный жанр в художественной практике конца XIX — начала XX вв. На выставке в Омске зрители познакомятся с уникальной работой мастера: вывеской «Компания, заходите!» для духана, владельцем которого был некий г-н Созашвили, чей образ и запечатлел автор. Роскошные грузинские застолья — один из самых повторяющихся и излюбленных мотивов у Пиросмани. Однако в его творческом наследии немалое значение уделяется и анималистическим образам, которые далеки от реальных животных: художник явно придает человеческие эмоции «звериным героям», наделяя, таким образом, их индивидуальным характером.

Пиросмани поздно стал частью художественного мира. Только в 1910-х гг. в профессиональных кругах Тифлиса к его творчеству появился интерес. Талант Пиросмани был раскрыт художником-футуристом Кириллом Зданевичем и его братом, поэтом Ильей Зданевичем. Но несмотря на востребованность и популярность, пришедшую к нему в конце жизни, Нико Пиросмани так и остался бедняком. Мировая слава пришла к нему только лишь после его смерти. Местонахождение его могилы до сих пор неизвестно.

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1