Фонды

Коллекция MMOMA — это стержень музея, скрепляющий различные направления его деятельности. Призванная отразить все многообразие форм и техник, художественных течений и индивидуальных манифестаций современного искусства в России, музейная коллекция к настоящему моменту насчитывает более 10 000 экспонатов. Ее хронологические границы простираются от рубежа XIX-XX веков, времени зарождения модернистских художественных практик в отечественной культуре, вплоть до сегодняшнего дня — охватывая, таким образом, долгий, насыщенный, чрезвычайно сложный и противоречивый период в истории нашей страны.

Начало коллекции MMOMA положило личное собрание Зураба Церетели. С тех пор благодаря поддержке Департамента культуры города Москвы, дарам художников и их наследников, а также коллекционеров, сотрудничеству с галереями и аукционными домами, фонды MMOMA регулярно пополняются новыми работами. Уже сегодня музейное собрание отечественного искусства XX-XXI столетий можно по праву считать одним из самых представительных в мире.

***

Коллекцию MMOMA формируют несколько ключевых разделов, профиль которых определен как историко-хронологическими, так и специальными критериями.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.

Искусство первой половины XX века представлено в музейных фондах, прежде всего, работами ведущих мастеров русского авангарда, среди которых члены объединения «Бубновый валет» Кончаловский, Осмеркин и Фальк; Малевич и его последователи — Чашник, Юдин, Криммер; конструктивисты Родченко, Степанова, Лисицкий, братья Стенберги.
Особую, во многом уникальную для российских государственных собраний, группу составляют замечательные произведения художников, связанных с первой волной русской эмиграции — Ларионова, Гончаровой, Григорьева, Анисфельда, Бурлюка, Экстер, Издебского, Пуни, Шаршуна, Архипенко, Цадкина и других. Многие из этих работ были приобретены музеем в Европе и США, в буквальном смысле — возвращены на родину.

Большой исследовательский и зрительский интерес представляют монографические блоки коллекции, посвященные грузинскому художнику-самоучке Нико Пиросмани и крупнейшему представителю русского неоакадемизма, профессору тбилисской Академии художеств — Василию Шухаеву.

В фондах музея хранятся также отдельные произведения представителей различных художественных течений 1920-х, соцреализма, советского импрессионизма, а также плеяды мастеров так называемого тихого искусства 1930-1950-х годов.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В.

Собрание искусства второй половины XX века отражает двойственный характер послевоенной советской культуры, балансирующей между официальной линией Союза художников и андеграундными практиками. Оно включает как работы старших членов воссозданной тогда Академии, представителей «Сурового стиля» и «левого» крыла МОСХа (Зверькова, Мыльникова, Васнецова, Андронова, Попкова, Оссовского, Пологовой, Салахова, и др.), так и произведения нонконформистов, концептуалистов и соц-артистов (Рабина, Немухина, Шварцмана, Кабакова, Пивоварова, Комара и Меламида, Монастырского, Макаревича, Сокова, Косолапова и др.).

Отдельную группу образуют произведения художников, связанных с традицией наивного и примитивистского искусства (Пурыгина, Карпова, Затуловской, Петрова и др.).

АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Особая, стратегически важная роль отведена в фондах MMOMA разделу, посвященному актуальным художественным практикам. Так, музей призван поддерживать, сохранять и популяризировать современную культуру; более того, именно сейчас представляется возможным собрать по-настоящему репрезентативную коллекцию новейшего российского искусства. Фонды MMOMA отражают широкий спектр индивидуальных творческих проявлений за последние двадцать с лишним лет — от поколения экспериментаторов конца 1980-х до молодых авторов, громко заявивших о себе лишь совсем недавно, — и включают произведения, исполненные в самых разных жанрах и техниках: от живописи до видеоинсталляций.

ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ

Произведения зарубежных художников — представителей классического европейского модернизма первой половины XX века, а также искусства 1960-1990-х годов — формируют отдельный, сравнительно небольшой, но интересный, сегмент коллекции MMOMA. Среди них можно выделить оригинальные и тиражные графические листы Пикассо, Леже, Миро, де Кирико, Уорхола, Дайна; скульптуры Дали, Армана, Такиса, Помодоро; живописный портрет кисти Руссо; работы Харинга и Янаги.

***

Сознательно избегая конструирования единого, универсального повествования о художественной эволюции, музей стремится к созданию максимально объемной, разносторонней и многополярной панорамы культурной жизни.

Свою ключевую, чрезвычайно ответственную миссию MMOMA видит в создании, сохранении и преумножение первоклассного собрания различных видов искусства новейшей эпохи — в формировании среды эстетической терпимости и продуктивного, диалогического, соприкосновения полярных форм художественного высказывания.