Как нас найти
Купить билеты
Музейные здания
MOSCOW ART CLUB
Кафе Март
Отделы музея
Наши награды
Лаборатория
Вакансии
Независимая оценка
Документы
 
Музейные здания
Фасад здания музея на Петровке 25
Петровка, 25

Главное здание Московского музея современного искусства представляет собой историческую и культурную ценность. В истории города Москвы этот памятник архитектуры, относящийся к XVIII веку, остался известен как особняк Губина. Когда-то он действительно являлся главным домом городской усадьбы богатого уральского промышленника и купца Михаила Павловича Губина. Здание построено в 1793 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова.

Место, где расположен усадебный дом — нынешний музей — было обжито москвичами еще в XIV веке. Тогда улица Петровка представляла собой пустынную дорогу, простиравшуюся от Высокопетровского монастыря — визави музейного здания — до самого Кремля. До конца XVII века на месте, где сейчас стоит особняк, находилась слободка монастырских работных людей. Во времена Петра I на Петровке, напротив монастыря, располагалось владение бояр Нарышкиных, чей дом сообщался надземным переходом через улицу с монастырем.

После смены целой череды хозяев земельный участок достался владельцу, чье имя осталось увековеченным благодаря возведенной им замечательной усадьбе, главный дом которой дошел до нас почти в неизменном виде. «Дом я имею, в Белом Городе... доставшийся мне по купчей от оренбургского купца Дмитрия Кузмина сына Крашенинникова...» — так рапортует сам Губин в Московскую контору городских строений 25 мая 1799 года. Исследователи, занимающиеся архитектурным наследием Матвея Казакова, неоднократно высказывали предположение, что главный дом усадьбы был перестроен архитектором из более старого здания. Особняк вместе с боковыми флигелями (один из них сохранился до нашего времени) представлял собой типичный московский усадебный ансамбль, выходивший фасадом на красную линию улицы. За строениями располагался парк с небольшим прудом. В таком виде усадьба просуществовала до конца XIX века. Затем ее постигла участь большинства старых московских усадеб: произошел раздел владения. Большая его часть вместе с садом и прудом была продана и застроена. В 1880 году главный дом сдали под гимназию. Известно, что в ней учились знаменитый поэт-символист Валерий Брюсов и братья Бахрушины.

После революции для здания опять началась новая жизнь. В 1920 году бывшая гимназия была определена под Институт физиотерапии и ортопедии. Весь советский период, вплоть до того момента, когда особняк был передан в музейное назначение, здесь располагалось больничное учреждение. За это время внешняя отделка и интерьер сильно обветшали, потребовалась капитальная реставрация. В результате теперь посетитель музея может видеть уникальные росписи потолков особняка, выполненные в классицистическом духе. Элементы интерьера — парадная лестница, оркестровая ниша в бальном зале, керамические печи — до сих пор доносят до нас атмосферу московской старины.

Идея приспособить особняк под помещение для музея современного искусства не является случайной. В сочетании старых и новых форм, в близком соседстве абсолютно разных эпох и для художника, и для зрителя открывается возможность самоопределения в синтетическом пространстве культуры. Этот элемент свободной игры с историческим материалом свойственен постмодернистской эстетике в целом. Опыт экспозиции произведений современного искусства в архитектурном пространстве иной эпохи хорошо известен странам Европы.

Фасад здания музея в Ермолаевском пер. 17
Ермолаевский, 17

Второе здание Московского музея современного искусства расположено по адресу: Ермолаевский переулок, дом 17. В советское время улица была переименована в честь классика советского зодчества архитектора И. В. Жолтовского, а сейчас ей возвращено историческое название.
Свое имя Ермолаевский переулок получил по названию несохранившейся церкви Святого Ермолая «что на Козьем болоте», построенной в XVII веке. Сейчас на этом месте проходит Малый Козихинский переулок. Дом, в котором расположен музей, построен по проекту Д. С. Маркова в 1915 году для Московского архитектурного общества на вклады архитекторов. В этом здании общество размещалось до 1932 года, когда было распущено. Последним его председателем с 1922 по 1932 годы был московский архитектор А. В. Щусев. В советское время дом принадлежал Московскому союзу художников, здесь проводились молодежные выставки, и располагались творческие мастерские. По стилистике здание относится к популярному в свое время неоклассицизму, пришедшему на смену модерну.

3 декабря 2003 года здание было открыто для посетителей как выставочная площадка Московского музея современного искусства. Сегодня залы в Ермолаевском переулке — это одно из самых востребованных экспозиционных пространств Москвы.

Фасад здания музея на Тверском бульваре 9 (галерея "Зураб")
Тверской бульвар, 9

7 февраля 2007 года Московский музей современного искусства открыл свою новую выставочную площадку на Тверском бульваре. С конца 1960-х годов это пространство служило творческой мастерской нынешнему президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. В разное время гостями художника были знаменитые поэты и писатели, певцы и музыканты, художники, ученые, журналисты, общественные деятели. Вот лишь несколько знаковых имен: поэты — Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко; писатели — Чингиз Айтматов и Василий Аксенов; художники — Роберт Раушенберг, Таир Салахов, Борис Угаров, Николай Пономарев, Кока Игнатов, Юрий Купер; режиссеры, актеры, музыканты и певцы — Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Владимир Высоцкий, Галина Волчек, Ролан Быков, Иосиф Кобзон, Зураб Соткилава, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Роберт Стуруа; журналисты — Генрих и Артем Боровики; ученые — Евгений Велихов, Петр Капица; врачи — Владимир Бураковский, Святослав Федоров, Лео Бокерия, Леонид Рошаль; итальянские звезды кино Марчелло Мастроянни и Адриано Челентано, а также многие, многие другие.

С открытием Галереи на Тверском бульваре Московский музей современного искусства получил возможность расширить свою выставочную деятельность и более полно знакомить зрителей с новейшими течениями современного искусства. Уютное пространство галереи пользуется популярностью у публики и уже успело стать полноправным участником художественной жизни столицы.

Фасад здания на Гоголевском бульваре, 10.
Государственный музей современного искусства Российской академии художеств. Гоголевский бульвар, 10

Это здание также является творением архитектора Матвея Казакова. Оно было построено в конце XVIII века и принадлежало Цуриковым-Нарышкиным. В настоящее время здесь проходят масштабные международные выставочные проекты, научно-практические конференции, симпозиумы.

Фасад здания на Большой Грузинской, 15.

Большая Грузинская, 15

На Большой Грузинской улице в Москве стоит дом, построенный купцом Василием Горбуновым в конце XIX века, — памятник архитектуры. На рубеже нашего столетия старинный особняк совершенно преобразился. Его чинный и несколько вычурный эклектичный облик дополнила современная пристройка. На фасаде пристройки — веселые клоуны. Эти огромные, ярко раскрашенные скульптуры придали обычному зданию праздничный, фантастический характер. Площадка перед особняком, часть Грузинской площади, превратилась в музей под открытым небом. Экспозиция включает коллекцию произведений Зураба Церетели и собрание его монументальной скульптуры во внутреннем дворике наряду с мозаичными и витражными композициями. На трех этажах площадки представлено свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Экспозиция на Большой Грузинской необычна тем, что не задумывалась как раз и навсегда определенная константа: она динамична и формируется самим художником.

 


 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты