Как нас найти
Купить билеты
Музейные здания
Кафе Март
Отделы музея
Наши награды
Лаборатория
Вакансии
Независимая оценка
Документы
Награды
Прием граждан
Правила посещения
 
Музейные здания
Фасад здания музея на Петровке 25
Петровка, 25

Главное здание Московского музея современного искусства представляет собой историческую и культурную ценность. В истории города Москвы этот памятник архитектуры, относящийся к XVIII веку, остался известен как особняк Губина. Когда-то он действительно являлся главным домом городской усадьбы богатого уральского промышленника и купца Михаила Павловича Губина. Здание построено в 1793 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова.

Место, где расположен усадебный дом — нынешний музей — было обжито москвичами еще в XIV веке. Тогда улица Петровка представляла собой пустынную дорогу, простиравшуюся от Высокопетровского монастыря — визави музейного здания — до самого Кремля. До конца XVII века на месте, где сейчас стоит особняк, находилась слободка монастырских работных людей. Во времена Петра I на Петровке, напротив монастыря, располагалось владение бояр Нарышкиных, чей дом сообщался надземным переходом через улицу с монастырем.

После смены целой череды хозяев земельный участок достался владельцу, чье имя осталось увековеченным благодаря возведенной им замечательной усадьбе, главный дом которой дошел до нас почти в неизменном виде. «Дом я имею, в Белом Городе... доставшийся мне по купчей от оренбургского купца Дмитрия Кузмина сына Крашенинникова...» — так рапортует сам Губин в Московскую контору городских строений 25 мая 1799 года. Исследователи, занимающиеся архитектурным наследием Матвея Казакова, неоднократно высказывали предположение, что главный дом усадьбы был перестроен архитектором из более старого здания. Особняк вместе с боковыми флигелями (один из них сохранился до нашего времени) представлял собой типичный московский усадебный ансамбль, выходивший фасадом на красную линию улицы. За строениями располагался парк с небольшим прудом. В таком виде усадьба просуществовала до конца XIX века. Затем ее постигла участь большинства старых московских усадеб: произошел раздел владения. Большая его часть вместе с садом и прудом была продана и застроена. В 1880 году главный дом сдали под гимназию. Известно, что в ней учились знаменитый поэт-символист Валерий Брюсов и братья Бахрушины.

После революции для здания опять началась новая жизнь. В 1920 году бывшая гимназия была определена под Институт физиотерапии и ортопедии. Весь советский период, вплоть до того момента, когда особняк был передан в музейное назначение, здесь располагалось больничное учреждение. За это время внешняя отделка и интерьер сильно обветшали, потребовалась капитальная реставрация. В результате теперь посетитель музея может видеть уникальные росписи потолков особняка, выполненные в классицистическом духе. Элементы интерьера — парадная лестница, оркестровая ниша в бальном зале, керамические печи — до сих пор доносят до нас атмосферу московской старины.

Идея приспособить особняк под помещение для музея современного искусства не является случайной. В сочетании старых и новых форм, в близком соседстве абсолютно разных эпох и для художника, и для зрителя открывается возможность самоопределения в синтетическом пространстве культуры. Этот элемент свободной игры с историческим материалом свойственен постмодернистской эстетике в целом. Опыт экспозиции произведений современного искусства в архитектурном пространстве иной эпохи хорошо известен странам Европы.

Фасад здания музея в Ермолаевском пер. 17
Ермолаевский, 17

Второе здание Московского музея современного искусства расположено по адресу: Ермолаевский переулок, дом 17. В советское время улица была переименована в честь классика советского зодчества архитектора И. В. Жолтовского, а сейчас ей возвращено историческое название.
Свое имя Ермолаевский переулок получил по названию несохранившейся церкви Святого Ермолая «что на Козьем болоте», построенной в XVII веке. Сейчас на этом месте проходит Малый Козихинский переулок. Дом, в котором расположен музей, построен по проекту Д. С. Маркова в 1915 году для Московского архитектурного общества на вклады архитекторов. В этом здании общество размещалось до 1932 года, когда было распущено. Последним его председателем с 1922 по 1932 годы был московский архитектор А. В. Щусев. В советское время дом принадлежал Московскому союзу художников, здесь проводились молодежные выставки, и располагались творческие мастерские. По стилистике здание относится к популярному в свое время неоклассицизму, пришедшему на смену модерну.

3 декабря 2003 года здание было открыто для посетителей как выставочная площадка Московского музея современного искусства. Сегодня залы в Ермолаевском переулке — это одно из самых востребованных экспозиционных пространств Москвы.

Фасад здания музея на Тверском бульваре 9 (галерея "Зураб")
Тверской бульвар, 9

7 февраля 2007 года Московский музей современного искусства открыл свою новую выставочную площадку на Тверском бульваре. С конца 1960-х годов это пространство служило творческой мастерской нынешнему президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. В разное время гостями художника были знаменитые поэты и писатели, певцы и музыканты, художники, ученые, журналисты, общественные деятели. Вот лишь несколько знаковых имен: поэты — Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко; писатели — Чингиз Айтматов и Василий Аксенов; художники — Роберт Раушенберг, Таир Салахов, Борис Угаров, Николай Пономарев, Кока Игнатов, Юрий Купер; режиссеры, актеры, музыканты и певцы — Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Владимир Высоцкий, Галина Волчек, Ролан Быков, Иосиф Кобзон, Зураб Соткилава, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Роберт Стуруа; журналисты — Генрих и Артем Боровики; ученые — Евгений Велихов, Петр Капица; врачи — Владимир Бураковский, Святослав Федоров, Лео Бокерия, Леонид Рошаль; итальянские звезды кино Марчелло Мастроянни и Адриано Челентано, а также многие, многие другие.

С открытием Галереи на Тверском бульваре Московский музей современного искусства получил возможность расширить свою выставочную деятельность и более полно знакомить зрителей с новейшими течениями современного искусства. Уютное пространство галереи пользуется популярностью у публики и уже успело стать полноправным участником художественной жизни столицы.

Фасад здания на Гоголевском бульваре, 10.
Гоголевский бульвар, 10

Это здание также является творением архитектора Матвея Казакова. Оно было построено в конце XVIII века и принадлежало Цуриковым-Нарышкиным. В настоящее время здесь проходят масштабные международные выставочные проекты, научно-практические конференции, симпозиумы.

Фасад здания на Большой Грузинской, 15.

Большая Грузинская, 15

На Большой Грузинской улице в Москве стоит дом, построенный купцом Василием Горбуновым в конце XIX века, — памятник архитектуры. На рубеже нашего столетия старинный особняк совершенно преобразился. Его чинный и несколько вычурный эклектичный облик дополнила современная пристройка. На фасаде пристройки — веселые клоуны. Эти огромные, ярко раскрашенные скульптуры придали обычному зданию праздничный, фантастический характер. Площадка перед особняком, часть Грузинской площади, превратилась в музей под открытым небом. Экспозиция включает коллекцию произведений Зураба Церетели и собрание его монументальной скульптуры во внутреннем дворике наряду с мозаичными и витражными композициями. На трех этажах площадки представлено свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Экспозиция на Большой Грузинской необычна тем, что не задумывалась как раз и навсегда определенная константа: она динамична и формируется самим художником.


Музей Вадима Сидура

Музей Вадима Сидура — музей современной скульптуры в Москве и крупнейшее собрание работ признанного в России и за рубежом скульптора, графика и поэта — яркого представителя советского неофициального искусства.

Начало музею было положено в 1987 году. По инициативе сына Вадима Сидура — искусствоведа Михаила Сидура, а также советской и зарубежной культурной общественности в помещении будущего музея по адресу ул. Новогиреевская 37А была открыта первая в СССР персональная выставка работ скульптора. В 1989 году экспозиции был придан официальный музейный статус. В 2011 году музей вошел в состав МВО «Манеж».
В 2014 году после двухлетней реконструкции музей был вновь открыт для посетителей. Его помещение было полностью отремонтировано, в залах установлено новое экспозиционное освещение, появились входная группа с гардеробом, кассами и информационной зоной, кино- и лекционный зал, а также зона для проведения камерных концертов и других публичных мероприятий. С 2018 года входит в состав Московского музея современного искусства

Сегодня фонды музея насчитывают порядка 1000 единиц хранения, 718 из них — предметы основного фонда. Основу коллекции составляют скульптурные и графические работы Вадима Сидура, а также произведения художников А.С. Слепышева, Ю.Н. Ларина и Л.Л. Берлина.
Помимо постоянной экспозиции, музей предлагает публике насыщенную культурную программу, в которую входят выставки современных художников, концерты и показы, а также образовательная программа, посвященная истории и теории культуры и искусства ХХ века и наших дней.

Адрес:
111394, г. Москва Новогиреевская ул., д.37А м. Перово

Режим работы:
ср-вс 12:00–19:00, вход посетителей до 18:30 пн, вт — выходные дни. Бесплатное посещение — каждое третье воскресенье месяца

Телефон:
8 (495) 918-51-81

Стоимость билета:
Полный — 150 руб.
Бесплатный
Льготный — 50 рублей


Музей-мастерская Налбандяна

Музей-мастерская Д.А. Налбандяна был создан Правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в конце 1992 года. С 2018 года входит в состав Московского музея современного искусства. Сегодня в собрании музея-мастерской, более 1500 работ художника: живописных полотен, этюдов, рисунков, а также фотографии и его личные вещи.

В квартиру в доме 8/2 на Тверской (тогда улице Горького) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958 году здесь был открыт книжный магазин № 100 Торгового дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам — Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву и Дмитрию Налбандяну.

В начале 1990-х Налбандян завещал часть коллекции своих произведений городу при условии, что они не покинут стен его мастерской. И сегодня Музей Д.А. Налбандяна воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени таким, каким оно было тогда.
Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в журнале «Крокодил», мультипликатором на киностудии «Мосфильм» и плакатистом в издательстве «Изогиз». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, — в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М.Кирова на XVII съезде ВКП(б)» — картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств, публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях. Налбандян становится членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получает Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую — за образы ленинианы.

Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма, портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк». Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способном передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают ещё меньше. Его рисунки — галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко, но также и Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов — за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени.

Адрес:
125009, г. Москва, Тверская ул., д.8, кор. 2, код 31, 9-й этаж(вход в арку с Тверского проезда)
м. Чеховская, м. Пушкинская, м. Тверская

Режим работы:
ср-вс 12:00-19:00, пн, вт — выходные
Экскурсии по предварительной записи. Бесплатное посещение — каждое третье воскресенье месяца

Телефон:
(495) 629 2872

Стоимость билета:
Полный — 100 рублей
Бесплатный
Льготный — 50 рублей

 


 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2016. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг